Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Глава "Россия", часть 1 Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.11.2009
Оглавление
Глава "Россия", часть 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

— Нет, правда, — смеется, закуривая очередную, Алексеев. — Подготовкой и переподготовкой кадров. Текучки не было никакой, работали до пенсии. Менялись делегациями с ГДР, Польшей, Чехословакией. «Россия» значилась гостиницей высшей категории Б, но не лидирующей категории А, заметьте. Это система была такая: мы старались держать самый высокий уровень сервиса, но называться на один уровень ниже.
— Ага, как на арабском Востоке? В Египте, например, тоже к таким хитростям прибегают, чтобы не платить лишние налоги.
— У нас — исключительно для того, чтобы не было претензий, ведь страна, а вместе со страной и гостиница «Россия» очень заботились об имидже. Так и позже, когда ввели звездность по мировой практике, мы считались 3-звездными, но всегда работали на четыре… Кроме того, у нас была очень мощная социальная база. Так сложилось, что 30—40 % персонала у нас работали из Подмосковья, мы им все проездные билеты оплачивали. У нас были две прекрасные рабочие столовые, каждая на 300 посадочных мест, полный обед стоил 40 копеек. Был свой пионерский лагерь, мы регулярно отправляли детей сотрудников на Черное море — в Анапу, на другие курорты. Наши сотрудники часто ездили на экскурсии — по Золотому кольцу, в Самарканд, Бухару, позже — в Турцию, на Кипр… И все — за счет социального фонда гостиницы. Конечно, я испытываю определенную ностальгию по тем временам.

Эхо…     Зарядье — один из старейших районов столицы. До XVIII века здесь селилась московская аристократия. Правда, при Петре I она Зарядье покинула — в результате строительных работ стоки ливневых вод в Москву-реку оказались перекрыты, из-за чего район стал грязным и неуютным. Потом были пожар 1812-го, воскрешение района благодаря усилиям столичных ремесленников — и вновь упадок, обнищание… К началу ХХ века Зарядье пришло в жалком «рубище», сотканном из хибар мелких торговцев и ремесленников. А в нескольких кварталах вообще находилось печально известное «чрево Москвы» — Хитров рынок…
Планы по сносу и переустройству Зарядья советское правительство разрабатывало еще в 1920 году. Лачуги начали сносить, но вот с тем, что строить на их месте, долго не могли определиться. Сначала планировался Дом промышленности — высотное здание Наркомтяжпрома. Потом — второй Дом Совнаркома, гигантское административное здание.
После войны, в 1947 году, к 800-летию Москвы, наконец-то состоялась торжественная закладка строения. А к 1953-му на этом месте был возведен громадный стилобат — платформа, под которой размещалось бомбоубежище. «Над» — планировались 32 этажа на 2 тысячи кабинетов… Однако после смерти Сталина строительство опять заморозилось — до тех пор, пока не возникла идея поставить здесь гигантскую гостиницу. Перед тем, как начать работу, архитектор Дмитрий Чечулин выезжал за границу, знакомился с лучшими образцами гостиниц (Париж, Лондон, позже — Германия, США). Там он консультировался с руководством сети отелей «Hilton»... В начале 60-х проект «Русского Хилтона» был принят, еще несколько лет потребовалось на доработку. И наконец в 1967 году, к 50-летию Революции строительство было закончено.
Гостиница представляла собой замкнутое каре, состоящее из четырех 12-этажных корпусов. Ориентированные по сторонам света, они так и назывались: Западный, Восточный, Северный, Южный. В центре Северного размещалась многоэтажная часть, которую называли «высотка». Фирменным знаком был крупнейший в стране и потому весьма престижный концертный зал «Россия» (он был открыт чуть позже — в 1971 году).
По разным показателям «Россия» была внесена в Книгу рекордов Гиннесса, какое-то время она считалась крупнейшим отелем Европы…
Черной датой в истории гостиницы стало 25 февраля 1977 года, когда сразу на трех этажах Северного корпуса вспыхнул пожар. Погибли 42 человека. Еще 52, в том числе 13 пожарников, получили травмы разной степени тяжести. И тем не менее благодаря мужеству пожарных удалось избежать еще больших жертв…

«Звезд принимал Восточный корпус,
номенклатуру — Западный»
— И чтобы усугубить ностальгию, давайте вернемся к Олимпиаде-80 — может быть, самый большой и чистый праздник был для Москвы и для России в целом.
— У нас в «России» во время Олимпиады жили журналисты, около 5 тысяч человек. Был пресс-центр, оборудованный по последнему тогда слову техники. Компьютеров, Интернета в ту пору не было, передавали информацию по телефону из ячеек таких, типа лингафонного кабинета. Я, кстати, и сейчас по телевизору узнаю некоторых журналистов — тогда они были молодыми, как все мы… Еще тренеры жили у нас… Члены Международного Олимпийского комитета жили в гостинице «Москва», но переговоры проводились у нас, в частности, по поводу выборов нового президента (незадолго до Игр шестой президент МОК Майкл Моррис Килланин ушел в отставку, его преемником стал испанец Хуан Антонио Самаранч. — Прим. ред.) — на 22-м этаже башни, там ресторан с видом на всю Москву, закрылись и несколько часов совещались… Были свое отделение милиции — 80 человек, своя пожарная часть.
Мы, сотрудники, во время Олимпиады дома не ночевали — работали по 20 часов в сутки.
— Проституток много было? Из Москвы их тогда как бы официально выселили за 101-й километр, сам встречал в гостинице «Селигер» в Твери шумную, веселую компанию отправленных на выселки, они и там зажигали, но в «России»-то при таком скоплении гостей, тем более иностранцев наверняка оставались?
— Сферой моей деятельности были техника и люди, ее обслуживающие. Но девочек замечал и в дни Олимпиады, хотя в глаза они не особо бросались.
— Интересно, какой оборот был у «России» в 1980-м, не помните?
— Около трех миллионов рублей в год. 1-местный номер в сутки стоил 3 рубля 60 копеек. Полулюкс — 4—50.
— Селили примерно так, как показано в бессмертном кинофильме «Мимино» — по рекомендации «Аркадия Семеныча», за билеты в Большой театр, за взятки?
— У нас около 80 % селили по распределению. То есть Управление высотных домов и гостиниц еженедельно давало нам разнарядку: из этого министерства расселить столько-то, из того — столько… Ну, а в те номера, которые разнарядкой не охватывались, селили и по звонкам, и по знакомству.


Последнее обновление ( 19.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков