Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Глава "Восход" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.11.2009
Оглавление
Глава "Восход"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

- Гостиничный банк?
- Да, группа директоров гостиниц создала свой банк, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. 10 лет он просуществовал, юбилей отмечали в «Национале». А когда приватизация пошла, ваучеризация, обналичивания, взаиморасчёты - банк подставили, начали химичить - и мы, учредители, люди известные в гостиничном бизнесе, вернули деньги клиентам, которые вкладывали свои средства в акции, а сами остались ни с чем, когда банк окончательно обанкротился. Всё упразднили, закрыли, перепрофилировали. Единственное, что сохранилось, – так это наша снабженческая организация, которая обеспечивает всем необходимым, от туалетной бумаги до постельного белья, около 200 организаций, включая Управление делами президента, гостиницы «Марко Поло», «Арарат-Хаятт»… Но прошло несколько лет – и меня вновь стали прочить на «Украину»…
- Да что ж такое, Николай Макарович?! Что за постоянство? В Москве сотни гостиниц – а вас всё время на «Украину»!
- Я сам удивлялся. Тогдашний директор «Украины» Китин Михаил Георгиевич был вынужден в течение суток оставить свой пост…
- Что за спешка?
- Чьи-то интересы схлестнулись. Тогда директора гостиниц попадали, как говорится, между молотом и наковальней. Уже были примеры: застрелили директора «России» Женю Цимбалистова, проломили голову другому директору «России», Смирнову, третий директор «России», Александр Анатольевич Ваховский вынужден был в срочном порядке уволиться… А ведь они элитой считались гостиничной, что же говорить об остальных!
- Вам приходилось сталкиваться с бандитами?
- Не верьте тому из директоров московских гостиниц, который скажет, что не приходилось. Когда я сюда пришёл, гостиницу «Восход» называли «кавказской заложницей». Здесь были и азербайджанцы, и армяне, и грузины, и осетины, и дагестанцы, и чеченцы…
- Но сами-то вы с Кавказа, так что сумели договориться?
- Меня обвиняли в том, что я работаю с чеченцами. А чем чеченцы хуже тех же солнцевских или ореховских, или люберецких, или измайловских? Да ничем! Но вернемся к «Украине». Итак, был объявлен конкурс - 18 человек подали заявления на замещение вакантной должности директора этой гостиницы. Трое – Любовь Петровна Шеян, которая в «Украине» была замдиректора, Вахтанг Ражденович Цулая, тогда работавший директором гостиницы «Интурист», уже определённой под снос, и я – вышли как бы в финал. Ну, у Шеян был для такого крупного объекта один минус – тот, что она женщина. Во времена СССР более 70% директоров гостиниц были женщины: «Байкал», «Саяны», «Варшава», «Центральная», «Восход», «Заря», «Звёздная»… Но с конца 80-х и особенно в 90-е их стали заменять мужчинами. Возможно, одна из причин – все эти разборки вокруг гостиниц, в том числе и чисто криминальные, в которых женщинам уже делать было нечего. Короче, её отметают. И Цулая не проходит – может быть, сам Иосиф Николаевич Орджоникидзе, вице-мэр в ту пору, почувствовал, что слишком уж часто в связи с гостиницами звучат грузинские фамилии… В общем, вызывают меня в мэрию - пишите, говорят, Николай Макарович, заявление, уже есть постановление Правительства Москвы о вашем назначении в «Украину». Извините, говорю, но я сначала должен всё-таки разобраться, кто меня назначает и на каких условиях.
- А были условия?
- В том-то и дело, что я не понимал. Но у меня была информация, что за меня просили сразу две определённые группировки. Те, что со мной работали, чеченцы, подтвердили, что уже проплатили за меня определенную сумму. Не знаю уж, можно ли это рассказывать… Пошёл к Орджоникидзе, чтобы выяснить окончательно, кто же меня назначает. Он сказал – да, действительно, обращались и те, и другие. И тогда я отказался. У меня, говорю, уже даже не дети – у меня внуки, а голова одна… Короче, остался я на своём месте, сказал, чтобы даже не предлагали мне ничего, дали спокойно доработать в «Восходе».
- Дали?
- К счастью, да.

«Конкуренты ловили постояльцев прямо у метро»
- …В это же самое время Орджоникидзе с Борисом Васильевичем Аверьяновым создали «Мостуротель», меня назначили президентом этой общественной организации - без отрыва от родного «Восхода», разумеется. Там тоже было много проделано работы: мы пытались объединять людей, работающих в гостиничной отрасли, – организовывали конкурсы художественной самодеятельности, смотры, спартакиады. Это было очень востребовано, особенно на излёте 90-х, людей больше разъединявших.
- Как же «Восходу» всё-таки удалось выжить?
- Гостиницы тогда почти рухнули. У меня было 540 работающих, я вынужден был пойти на сокращение штата – начал со своих заместителей по режиму, кадрам, то есть взял нагрузку на себя. Целая служба была у главного инженера – сократил, учитывая своё инженерное образование. В каждом корпусе закрыли по 8 этажей, то есть, полгостиницы – клиентов не было, никто не селился. Боролись буквально за каждого человека! Сотрудники соседних гостиниц стояли у метро, спрашивали выходивших: «Вы куда? В «Восход»? Да не ходите, у нас и лучше, и дешевле!» Здесь же, на одном буквально пятачке - и мы, и «Владыкино», «Алтай», «Заря», «Восток», «Останкино», «Турист», «Саяны»… Северный административный округ был до предела напичкан гостиницами - из 26 тысяч мест в гостиницах Москвы половина была здесь! И на каждом вокзале располагались бюро по размещению в гостиницах… Всякое бывало! И колотили людей, в основном девчонок, которых я посылал на вокзалы раздавать наши визиточки! Турфирмы на нас страшно наживались, олигархами маленькими становились – ведь 25, 30, 40% от стоимости себе брали, нам же почему-то руководством запрещена была любая деятельность, кроме чисто гостиничной – а то, конечно, я мог бы создать своё агентство. Но и чужим больше 3-5 % не платил.


Последнее обновление ( 19.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков