Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Глава "Националь" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.11.2009
Оглавление
Глава "Националь"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

— Ну, конечно. По западным меркам, нормальной считается загрузка 65 процентов — и здание успевает приводиться в порядок, и персонал работает хорошо. А при ста процентах начинается сумбур, да и требовать качественную работу с людей, сбивающихся с ног, очень трудно. Так вот, «Националь» был почти убит: там протечка, там промочка, там провал, сделали потолки на втором этаже, а стояк лопнул, все залило, отсыревало все, плесенью покрывалось, мы чуть ли не пробоины затыкали, панели ставили для вида, но они лишь скрывали гниль.
— Перекрытия были деревянные?
— Вопрос интересный. Сначала — деревянные, из мореного дуба, топором били по балке, топор аж звенел, жалко было менять! Но все равно их меняли — 90 лет как-никак! Однажды кусок лепнины с высоты 5-го этажа упал, двух девушек, проходивших по Моховой, чуть не убил… И написал я тогда председателю Госкоминтуриста Игорю Алексеевичу Коновалову последнее письмо, хотя и до того обращался неоднократно: все, лопнуло, мол, мое терпение, не имея права снять с себя ответственность, ставлю в известность, что в ближайшее время возможны случаи с летальным исходом и предотвратить это не в моих силах. Реакция была незамедлительной. Вызвали, сказали — все, останавливаем гостиницу, если ты так вопрос ставишь!.. В общем, главное, что я тогда сделал для «Националя», так это добился его закрытия.
— Спасли, можно сказать.
— Думаю, да.
— А я ведь не только о строительстве.
— А я понимаю. В начале 90-х в стране произошла революция. Царил полнейший бардак, как после любой революции. И были желающие воспользоваться этим бардаком, купить «Националь». Я не позволил этого сделать, не дал «Националю» перейти в частные руки. Я слишком люблю эту гостиницу.
— Обращались серьезные люди, как говорится, с предложением, от которого нельзя отказаться?
— Вы имеете в виду криминальные структуры? Нам повезло. Когда шел передел собственности, все эти разборки-перестрелки, мы стояли, обнесенные глухим высоким забором, без окон и дверей, с подъемными кранами… И никто вообще не знал — будем мы, не будем. Очевидно было одно: строение, которое именовалось гостиницей «Националь», требовало колоссальных денег. А вкладывать тогда никто ни во что не хотел — хотели только брать, хватать, хапать! Вот это, в сущности, и спасло. Гостиница уцелела. Хотя имущество, конечно, почти все распродали — столы, стулья, шкафы, телевизоры, мини-бары… Ну, где бы мы это хранили четыре года, пока шла реконструкция? Впрочем, около 600 антикварных предметов оставили, берегли их как зеницу ока.
— Еще бы — исторические реликвии!
— Да, реликвии — это само собой. Но, кроме того, уже тогда я понимал: именно историческое прошлое «Националя» будет определять коммерческий успех предприятия в будущем.
— Сам бренд «Националь» — уже залог успеха.
— А вот и ошибаетесь!..

Непростое возвращение
— … Это сейчас «Националь» — имя. А тогда не было ничего подобного. В советское время «Националь» знали как приличную гостиницу, но те четыре года, пока нас не было на рынке, и революция, которая произошла в стране, полностью изменили ситуацию. Клиенты, приезжавшие во времена СССР, перестали посещать Россию. Они сотрудничали с советскими организациями, новая Россия их не интересовала. А новые люди, которые начали приезжать в Россию, не знали «Националя». Он был полностью забыт. Нам потребовалось два-три года, чтобы занять свое место на рынке, чтобы клиенты узнали «Националь» и стали останавливаться в нем с удовольствием. Сложнейший был период. Но… и до него надо было еще дожить!
— Имеете в виду реконструкцию?
— Разумеется. Когда гостиница закрывалась, у нас на счетах было приблизительно шесть с половиной миллионов долларов и тридцать миллионов рублей. По тем временам довольно приличные деньги, поэтому я совершенно спокойно входил в стадию закрытия и реконструкции. Знал — будет, чем оплачивать работу штата, расходы на предпусковой период, не придется брать кредиты в банке … Но потом грянул 1991-ый — и все рублевые накопления гостиницы превратились в ничто, а валютные счета оказались заморожены до 2015 года. Мы остались ни с чем. По контракту предполагалось, что строительные работы будут выполнены за два года, но из-за отсутствия финансирования первые месяцев семь-восемь вообще ничего не делалось.
— И как же вы «разрулили» эту ситуацию?!
— Очень помог вице-мэр Москвы Иосиф Николаевич Орджоникидзе. Только благодаря ему «Националь» смог взять кредит. Уважали Иосифа Николаевича чрезвычайно. Поехали мы с ним, и без всяких бумаг, волокиты, гарантий, под его честное слово нам дали кредит в
33 миллиона долларов под неслыханные тогда и беспримерные 10 % годовых (а давали под 10—30 % в месяц, если помните)! И к 9 мая 1995 года, к 50-летию Победы, мы открылись. Закончилась наша четырехлетняя эпопея с реконструкцией…
А открывались-то как! Необходимо было принять и оперативно обучить персонал в количестве 750 человек — причем не по старинке обучить, а в соответствии с утверждающимися на тот момент новыми, европейскими требованиями. К тому же в то время как раз полным ходом велось строительство подземного торгового комплекса «Охотный Ряд» на Манежной площади. Вся территория была огорожена забором. Машины близко к отелю подъехать не могли, чемоданы таскали с Тверской. Мало того, в самую жару сломался кондиционер, пришлось срочно ехать в Австрию за запчастями. Но в итоге все сложилось благополучно.
— Вы заговорили про персонал — и вот что вспомнилось: это правда, Юрий Константинович, что вы платили пособие сотрудникам «Националя», которые не смогли устроиться на работу после закрытия гостиницы на реконструкцию?
— Не совсем так. Сейчас поясню. Многие сотрудники «Националя» начали работать в нем еще до Великой Отечественной. Замечательные, уважаемые люди. И получилось так, что в момент закрытия гостиницы многим из них (порядка тридцати человек) до пенсии оставалось полгода или год. Их никто уже не взял бы на работу, поэтому было принято решение выплачивать им пособие в размере государственной пенсии до момента их выхода на пенсию по возрасту. Что мы и делали. А как иначе? Ведь эти люди — золотой фонд гостиницы. Это наше доброе имя, наш имидж, в конце концов.
Так и сейчас — мы строго спрашиваем со своих сотрудников, но, смею вас уверить, и заботимся о них со всей ответственностью. Недаром же никто из «наших» не ушел в открывшийся несколько лет назад буквально бок о бок с нами шикарный отель «Ритц-Карлтон». А ведь я знаю, что рекрутеры от «Ритц-Карлтона» старались переманить лучших специалистов из «Националя», — не вышло. Хотя силой никто никого не держал. Просто люди ценят и отношение руководства, и сам факт работы не где-нибудь, а в «Национале»!


Последнее обновление ( 19.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков