Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Валаам Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Оглавление
Валаам
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Игумену Назарию было наказано собрать «иноков духовно зрелых и телом крепких». Отец Назарий выбрал иеромонаха Иоасафа, уроженца Кашинского уезда Тверской области – «так как в нём замечены были: нрав светлый и приятный, кротость и твёрдость духа, увлекательный дар слова с силою убеждения и строгая обдуманность в исполнении предприятий». Иоасаф мечтал всю жизнь провести на Валааме, но Бог распорядился иначе, и инок принял на себя апостольский, по сути, подвиг. Вместе с ним отправилось ещё семь валаамских монахов. Добирались до Аляски почти год. Там проповедовали, крестили, строили церкви, основывали школы, приюты, врачевали, просвещали, занимались научными исследованиями… Мученически погиб от рук язычников иеромонах Ювеналий. Убит был и иеродьякон Стефан. И иеромонах Афанасий. Почти все геройски погибли. Но по сей день на острове Еловом на Аляске бережно охраняется местными жителями скит: избушка, часовенка и могила святого преподобного Германа Аляскинского, почившего в бозе в 1837 году после 44-летнего подвижнического служения людям. И сегодня, два века спустя действуют православная семинария имени Германа Аляскинского и православный монастырь его святого имени.
   Сберёг Бог и письма отца Германа игумену Назарию, кои невозможно читать без кома в горле. Вот всего лишь несколько фраз: «Преподобный, пречестнейший государь Батюшка, отец Назарий со всею о Христе братиею о Господе радоватися. Ваших отеческих мне убогому благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшныя непроходимые Сибирские места, ни леса тёмные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мной Валаам, на него всегда смотрю через великий океан».
   И сегодня преподобный Герман Аляскинский особо почитается в Валаамском монастыре. В соборной нижней церкви во имя святых преподобных Сергия и Германа хранится частица его святых мощей, не так давно доставленных с Аляски.
   Чтят на Валааме и Авраамия Ростовского – основателя Авраамиевского монастыря в Ростове Великом, и Арсения Коневецкого – основателя Коневецкого монастыря, и Савватия – одного из основателей Соловецкого монастыря, и Александра Свирского – основателя Александро-Свирского монастыря… Все эти иноки имели непосредственное отношение в Валаамской обители.
   Нельзя не вспомнить и о архимандрите Иакинфе, в миру Никите Бичурине. Чуваш по крови, он родился поблизости от Чебоксар в семье священника, после церковно-приходской школы поступил в Казанскую семинарию, где преподаватели сразу обратили внимание на его феноменальную способность к иностранным языкам (быстро и в совершенстве овладел древнегреческим, латынью, старославянским, французским, английским, немецким). В старших классах семинарии его постигает несчастная безответная любовь к жене градоначальника. Отвергнутый, в отчаянии он уходит от мира, постригается в монахи. И вскоре его направляют главой русской православной миссии в Китай. За 14 лет в Поднебесной он создаёт русско-китайский, франко-китайский, немецко-китайский словари, изучает историю, быт, восточные боевые искусства… Но по доносу сослуживцев вызывается в Петербург, предстаёт пред судом Синода и отправляется в ссылку на Валаам – «без права чтения книг». На его могиле стела с надписью по-китайски: «У ши цынь ляо чун гуан ши це» («Труженик ревностный и неудачник, свет проливший на анналы истории», Конфуций).
   И, конечно, необходимо упомянуть игумена Дамаскина (в миру Домианта Кононова, родившегося в бедной крестьянской семье в Старице Тверской губернии). При нём для процветания монастыря было сделано столько, сколько ни при одном другом настоятеле (конечно, способствовали тому и его личные отношения с царской фамилией). Монастырь превратился в маленькое государство – «крестьянское царство». Всё, что требовалось для монашеской жизни, здесь и производилось. Монастырским уставом каждому монаху был вменён в обязанность одиннадцатичасовой рабочий день. Строились, создавались храмы, скиты, гостиницы, странноприимные дома для богомольцев-бедняков, водопроводы (с паровыми машинами), работные дома, конюшни, каретные сараи, кузницы, коровники, зернохранилища, раборазводный и конный заводы, 126 километров дорог, пристани, питомники, оранжереи, в которых выращивались даже арбузы и дыни по 20 фунтов, разбивались яблоневые, сливовые, вишнёвые сады (по сей день приносящие плоды!), во многих российских городах основаны подворья Валаамского монастыря… Надпись на пьедестале памятника чёрного гранита с огромным крестом гласит: «Раб Божий игумен Дамаскин, Валаамского монастыря настоятель, скончался 23 января 1881 года, 86-ти лет от рождения, управлял обителью в сане игумена 42 года, а всего жития его на Валааме 62 года».
   Удостаивалась обитель высочайшего посещения. В 1819 году трое суток молитвенно провёл на острове августейший император Александр I. Прибыл он без свиты и конвоя, но с приключениями: неделю монахи готовились, ждали два дня, а государь приплыл с мужиками «под покровом ночной темноты» никем незамеченный, и, когда збрезжил рассвет, по лестнице поднялся к монастырю. Его увидел схимонах Николай, копавшийся в огороде, и угостил на завтрак репкой прямо с грядки, посетовав на то, что нет ножика, очистить нечем. Император вытер её от земли о свои белоснежные лосины и, сказав: «Я солдат, съем и так», - с удовольствием репку скушал. Вскоре после отбытия государя, на Валаам доставили пожалованный им массивный золотой крест, усыпанный бриллиантами - «для всегдашнего ношения его настоятелями при священнослужениях». По Высочайшему повелению 2 апреля 1822 года Валаамский монастырь был возведён в I класс и ему были дарованы земли и острова, в том числе Путсаари.
   В 1858 году обитель посетил император Александр II с семейством. С утра 28 июня стоял штиль, светило солнце. Пароходы «Александрия» и «Стрельна», шедшие к архипелагу со стороны Олонца, были замечены с колокольни собора издали. На траверзе Святого острова порфироносных богомольцев приветствовал колокольный звон. При входе в монастырский залив зазвенели колокола Никольского скита, затем уже загудели огромные колокола Спасо-Преображенского собора. Более шести тысяч человек стояло по берегам залива, приветствуя императора, над островами неслось громогласное протяжное «ура-а!» Первый молебен был совершён у Знаменской часовни. После литургии и завтрака (для царской фамилии было сделано исключение), семейство посетило Никольский, Всехсвятский скиты, пустыни отца Назария и схимонаха Николая (который угостил царя репой). Потом на Валааме долго вспоминали, как императрица подавала игумену Дамаскину чашку чая, и как император сказал: «Это посещение было моё давнишнее желание, слава Богу, что оно исполнилось». Не обошлось, разумеется, без даров: немалая сумма денег золотом, богатейшая ризница, золотые чётки, украшенные бриллиантами, игумену лично от императрицы.

 …Монах Дорофей (дородный, высокий, красивый, молодой, жил себе поживал в курортном городе Анапа, занимался борьбой и боксом, гулял с девушками, но вдруг услышал глас Божий: «Ступай в монастырь» - и ушёл: учился, служил, не так давно был пострижен на Валааме) посвятил меня в тайны монашеского одеяния:
 - …Монашескому чину усвояется кожаный или усменный пояс, которым, как сделанным из мёртвой кожи, препоясуясь о своих чреслах, монахи являют как умерщвление своей плоти и обновление духа, так и поспешность или готовность свою на всякое благое дело. Симеон Солунский так писал: «Потом он препоясует чресло свое кожаным поясом в умерщвлении тела и обновление  духа, ради целомудрия и чистоты, - и в умерщвлении, сколько есть сил, движений плоти, и укрепление против страстей и мужество в исполнении заповедей… Вместе с поясом он обложил умерщвление плоти и целомудрие в себе, так как припоясался по чреслам, дабы быть мертвым для пожелания и мужественным в добродетели»…
   Мы стояли посреди монастырского двора. Нас обтекали группы паломников и паломниц, туристов и туристок, в том числе весьма привлекательных, хорошеньких, весёлых, сразу обращавших на видного моего собеседника внимание и пытавшихся строить ему глазки. Монах Дорофей не смотрел по сторонам, но продолжал:
 - Подобное сему о монашеском кожаном поясе говорит авва Дорофей в первом поучении. А головное одеяние монахов есть двоякое: одно нижнее, а другое верхнее; первое есть камилавка, а второе – шлем, то есть клобук. А мантия знаменует собой ангельское служение или жительство, «есть одежда совершительная, - объясняет авва Дорофей, - и объемлет, и выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы: свободна у него только голова, устремлённая к Богу, глава всечестная, мудрствующая, божественная, но и та покрыта кукулем ради смиренномудрия и не имеет открытыми находящихся в ней чувствилищ»…
 - Благословите, батюшка, - обратились к нему две туристки, судя по игривости глаз, по угадывающемуся под выданными им на входе платками одеянию, по всему облику - питерские блудницы (коих нередко можно видеть на Валааме).
   Отец Дорофей, не глядя на них, объяснив, как надо сложить руки – правую на левую ковшиком, – и поцеловать его руку, - благословил обеих.
 - …Аналав (от греческого «воспринимать»), - продолжал о. Дорофей, - или нарамник, тоже из кожи животного, опускаясь сверху от шеи на шнурках и разделяясь на стороны, обнимает мышцы под руками и, располагаясь крестообразно на груди, шнурками же обвивает и стягивает одежду, и есть знак веры во Христа, знак умерщвления мирских привязанностей…

 …С о. Порфением поехали в Смоленский скит. О. Савватий, начальник скита, бывший в миру московским фотографом Сергеем Севастьяновым, довольно известным, принимавшим участие в международных фотовыставках, но в начале лихих 90-х удалившийся в монахи, порасспросив меня о том, о сём, услышав имена общих знакомых из мира фотожурналистики, - интервью давать отказался.
 - …А каков вообще контингент, отец Порфений? – на обратном пути спрашивал я, пытаясь справиться с неприятным «послевкусием» общения с бывшим коллегой (взгляд его показался не иноческим, обида, ревность и озлобленность в нём промелькнули). – Кто идёт в монахи – разуверившиеся, несостоявшиеся, неудачники, не выдержавшие – или всё-таки?..
 - В основном – или всё-таки, - отвечал о. Порфений. – Меня, например, нельзя назвать неудачником – в театре были главные роли, в ГИТИСе преподавал, в телевизионных сериалах снимался… И отца Савватия тоже – у него изумительные фотоработы, да и сейчас он так Валаам снимает!.. А в монастыре разные есть люди – например, бывшие офицеры КГБ и МВД, да кто угодно! Есть и такой, который, например, приговоры приводил в исполнение, это ещё до моратория.
 - Расстреливал?!. В вашем монастыре монашествует? Вот бы с кем потолковать!
 - В одном из русских монастырей, скажем так, - уклончиво отвечал о. Порфений. - Просто монахи не любят, когда лезут в их прошлую жизнь, которую они оставили. Когда к ним в душу лезут, прощу говоря.
 - Но мне кажется, сегодня Церковь должна говорить.
 - Монашество, иночество – статья особая, - отвечал о. Порфений.      

 …Ночью, после заката солнца я вышел на пристань. В кафе на дебаркадере не шумно, словно дети в школе, в которой у директора слова не расходятся с делом, гуляли местные мужики, изредка и очень приглушённо матерясь, и дамы, едва слышно хихикая и подвизгивая. Я присел на бревно, и, любуясь пастельными закатными разводами на небесах, стал что-то записывать в блокнот.


Последнее обновление ( 11.12.2009 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков