Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Валаам Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Оглавление
Валаам
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
«Это всё были дикие безлюдные места! – уверял меня потомок викингов, подставляя стакан. – Даже более дикие, чем Сибирь, когда её осваивал, а по-нашему захватывал огнём и мечом разбойник Ермак, не менее жестокий и кровожадный, чем, например, испанские конкистадоры в Латинской Америке. Давай выпьем, сколь! Не веришь? Я докажу, что и Биргер, и мой прапрапрапрапра… и так далее маршал Якоб Делягарди просто выполняли свой долг перед родиной и королём!
   И Макс пытался доказывать, доставая с полок и с антресолей старые гравюры, карты, древние пыльные фолианты на каком-то древнешведском языке… Я честно пытался взглянуть на историю северо-западной Руси глазами шведов (для чего даже заливая свои). Но получалось не очень – к концу вечера мы разругались (когда кончилась «Столичная», а в шведской столице ночью добавки взять было негде), и я ушёл бродить белой ночью по Стокгольму.
   Утром, конечно, мы с Максом помирились – он позвонил, как это принято у шведов, и поблагодарил за прекрасно проведённый вечер. Я тоже поблагодарил – за гостеприимство. Но факты остаются фактами, как их ни трактуй и разукрашивай (хотя, опять-таки, не исключено, что подаются и трактуются они в русских источниках с нашей точки зрения – всё на свете субъективно, полная объективность дана лишь Господу Богу, да и то при условии, что Он един).
   И давайте всё-таки совершим экскурс в историю Валаама – в ней много интересного и поучительного для нас, живущих в XXI веке.
   Ярл Биргер аф Бьельбо из рода Фолькунгов вырос на кровавых междоусобных войнах Швеции. С юношества он грезил королевской короной и настырно, не щадя живота ни  своего, ни чужого, ни даже ближайших родственников, из коих многих отравил и зарезал, пробивался к воплощению мечты. Но в середине XIII века европейские монархи могли получить корону только из рук главы Святейшего престола. Папа Римский к Биргеру, уже пролившему реки крови, в том числе и христианской, относился прохладно. Необходимо было сделать первосвященнику такой подарок, чтобы устоять тот не смог – поистине королевский. И герцог Биргер, поразмыслив, повоевав, решил завоевать для Папы Новгородскую Республику, загадочную и сказочно богатую, с «самыми прекрасными на земле невинными девами».
   Но тут необходимо (дабы понять исторический путь России) сделать отступление и вдуматься, что за люди были первосвященники той лихой поры и что вообще собой представляла тогда Римская Церковь.  
   Например, Папа Римский Иннокентий III больше всего на свете любил золото и драгоценные камни. Он заказал себе тиару, сделанную из белых петушиных перьев и изукрашенную самоцветами, а венчал тиару самый большой в мире сапфир. Папа настаивал на том, чтобы все целовали ему ноги. Он имел семьдесят наложниц, состав коих постоянно обновлялся. И он «желал властвовать над миром». В мае 1204 года, во время четвёртого крестового похода Папа наблюдал за разграблением Константинополя: собор святой Софии был осквернён, разграблен, монахини изнасилованы и «отданы войску на потеху». Иннокентий III собрал IV Латеранский собор, который в очередной раз попытался запретить духовенству брак. «Отнимите у священника законный брак и безупречную супружескую постель, - говорил на соборе епископ Бернар из Клэрво, - и он заменит жён любовницами, инцестом, гомосексуализмом и самыми непотребными делами». Проблема была в том, что женатые священники имели раздельные обязательства, то есть «сохраняли лояльность как семьям, так и Церкви». А одинокие – будь они прелюбодеями, гомосексуалистами, педофилами, даже скотоложцами – служили одной лишь только Церкви. Папа Анаклет насиловал монахинь, спал со своей родной сестрой и содержал проституток. Григорий IX (1227-1241), тот самый, от которого ждал королевской короны швед Ярл Биргер аф Бьельбо, выпустил две папские буллы против секты, зародившейся в городке Стединге на севере Германии. Посвящаемые в секту должны были целовать всех присутствующих в ягодицы и в губы, засовывая язык в задний проход и в рот партнёра, затем целовать труп, кота под хвост, а потом «каждый мужчина брал ближайшую к нему женщину и совершал с ней половой акт». Григорий обвинил стедингеров в почитании сатаны, но влияние секты при нём распространилось по всей Европе, в том числе членами секты были и высшие иерархи Церкви. Именно Григорий IX основал в 1231 году инквизицию. Наблюдая за насилием и пытками  женщин, обвинённых в колдовстве, он высказал мысль, что к спасению можно прийти только через боль. Среди самых известных почитателей священника правой руки и главного палача Папы – священника Конрада, была Елизавета, вдова маркграфа Тюрингии. Ей исполнилось всего восемнадцать, когда она, бросив троих детей, последовала за Конрадом, чтобы сделаться «более духовной». Конрад в присутствии Григория приказывал ей раздеваться донага и избивал до крови. «Если я так боюсь мужчину, - восклицала она, - то каким же должен быть Бог?» Папа Григорий несколько раз собственноручно сжигал женщин, под изуверскими пытками признавшихся, что они совокуплялись с дьяволом.  
 …Итак, шведский герцог Биргер продумал всё до мелочей. Владимиро-Суздальская Русь была истерзана и обескровлена татаро-монгольскими ордами. Колоссальные тьмы брата Батыя Гуюк-Хана стояли под Киевом, так что двадцатилетнему безвестному  новгородскому князю Александру Ярославичу с его ничтожно малой дружиной подмоги ждать было неоткуда. До зубов вооружённая, обеспеченная папской буллой, грозившей анафемой всякому, кто поднимет меч против крестоносного воинства, биргеровская армада из 50 галер двинулась на восток. Войдя в Неву, сходу смяли новгородскую морскую стражу, прошли вверх по течению двадцать миль и в устье реки Ижоры, в месте её впадения в Неву, стали лагерем. Весь край Биргер объявил своим, а в Новгород был послан гонец с вызовом юному князю: «А ще можешь противиться…»
   В ответ Александр вызвал шведа на поединок, но тот вызова не принял. Биргер был уверен в своей победе. И даже и не подозревал о том, что «не в силе Бог, а в правде», - как сказал Александр Ярославич. На рассвете 15 июля 1240 года князь вывел свою дружину на ратное поле. «И бысть сеча велика». Александр, прозванный за ту великую победу Невским, а позже причисленный к лику святых, разгромил шведов наголову (и стал, как в 2008 году показал опрос десятков миллионов телезрителей России, величайшим нашим национальным героем всех времён и народов – именем «Россия»).
   Но несколько лет спустя, собрав огромное мощное войско, уже не помышляя о битве с Александром, ярл двинулся на беззащитные угорские племена. К 1249 году вся территория Финляндии была покорена. Мечом и огнём насаждал католичество Биргер руководимый уже новым Папой, Иннокентием IV (посещавшим личный гарем римского императора Фридриха II, который охранялся чёрными евнухами). На многие века Финляндия стала бесправным вассалом шведской короны. И распря за обладание древнейшим торговым путём «из варяг в греки» между славянами и скандинавами тоже ещё продолжалась столетия.
   Валаамский монастырь оказался на новгородском пограничье и стал форпостом православия. И это не давало шведам покоя – многажды монастырь разоряли до основания, сжигали его, деревянный, дотла, грабили, пытали и убивали братию. На вопрос, почему пограничный монастырь не стал крепостью, как, например, Соловецкий или Троице-Сергиева лавра, ответ один: испокон века исполняли иноки святую заповедь Господа и отцов-основателей обители Сергия и преемника его Германа: «не убий». Молились, усиливали молитвы. Если удавалось схорониться в лесах, в дальних скитах, уьеречь святыни, то возвращались на пепелище, служили панихиды. И вновь, как сто и триста лет назад звенели топоры, возводилась обитель заново. Но всё повторялось. В конце XVI века во время затяжной Ливонской войны монастырь полностью разорялся каждые 10-15 лет, а то и чаще.
   Но справедливости ради стоит отметить, что Бог помогал и не одни лишь беды и горести преследовали валаамских насельников. Было и процветание. Особенно во времена правления чрезвычайно набожных Рюриковичей – Василия III, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, даровавшего монастырю дивный колокол работы московских мастеров.
   Монастырь владел сотнями обжами пахотной земли, лесными угодьями, покосами, почти 600-ми крестьянскими дворами в северном Приладожье, рыбными ловлями, соляными варницами, приносившими в те времена огромный доход. Так что казна у иноков была не скудной. И церковной утвари, золотой и серебряной, с драгоценными украшениями было в достатке. Имелась богатейшая библиотека. До сих пор в православном музее финского городка Куопио хранится бесценный экспонат – подвенечная парча, вытканная руками любимой тётушки царя Иоанна Васильевича княжны Ефросиньи Старицкой и дарованная монастырю самим Иоанном Грозным (остаётся загадкой, зачем подвенечная парча монахам).
   В разгар смутного времени, когда династия Рюриковичей иссякла и претендовал на царство то один самозванец, то другой, в Стокгольме на трон взошёл новый король Густав Адольф. Он и решил нанести сокрушительный удар по измученной заговорами и бунтами России. Якобу Делягарди, командующему шведскими наёмниками в Московии (до этого шведы за очень хорошую плату золотом состояли на службе у русского царя) направляется секретный приказ, по которому шведы поворачивают своё оружие против русских: осаждаются Псков, Орешек, Корела, Изборск. В Новгород шведы вошли как союзники, через открытые ворота, и ночью вырезали почти всё население. Маленький Орешек взяли, когда в крепости не осталось в живых ни одного человека.
   Берега Невы, северной Ладоги, Финского залива стали землями шведского королевства. Православное население уничтожалось или выдавливалось. Валаамский монастырь в 1611 году сравняли с землёй. Не пощадили воины Делягарди и братию – самому отцу игумену Макарию «милосердно» отрубили голову, а большинство монахов заживо сожгли в храме.
   Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил писал Валаамскому игумену Назарию в XVIII веке: «Не раз меч шведов посекал главы святых отшельников и пламень войны испепелял мирные их кущи, святильник монашества едва мерцал. Страшный 1611-й год, казалось, кровью угасил его навсегда. Но прошло сто лет, и мощным манием Великого Петра он вновь возжжён на святых горах».
   Зимой 1705 года по приказу Петра I отряд рейтар под командованием генерала Апухтина отважным рейдом по льдам Ладоги очищает Приладожье от шведских оккупантов. А ещё через двенадцать лет восстаёт из пепла Валаамский монастырь. Предание гласит, что архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря отец Иринарх направил Петру прошение, в котором извещал государя о былом величии и значении для России Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и просил вспомоществования в его возрождении. Высочайший указ последовал. Досматривал за целевым расходованием государственных денег и вообще становлением обители сам Меншиков. Но при Екатерине Великой, когда все монастыри были поделены на ранги и лавры, Валаамский монастырь за штатом. Накатывалась нищета. «Мера сия подействовала на монастырь хуже шведского нашествия», - писал игумен Ефрем в Синод. Император Павел Петрович, придя к власти, сразу отменил почти все матушкины указы. «Восшествие на престол этого монарха, - писали валаамские монахи,- было величайшей радостью для всего православного духовенства». В 1801 году был возведён уже каменный монастырский ансамбль. В целом до наших дней он сохранил черты созданного иеромонахом-строителем Назарием (про которого некогда отписали, дабы не отпускать из Саровской Пустыни, где он строил, что Назарий «отменно глуп и проку от него на Валааме не будет»). Настоятель Назарий памятен не только великолепными каменными монастырскими строениями, но и тем, что ввёл на Валааме строжайший устав Саровской Пустыни, по которому существовал до 1940 года, а затем и после возрождения в 1989-м.
   Когда Григорий Шелехов, один из первопроходцев Русской Америки, основатель Русско-Американской Промышленной Компании, в 1793 году собираясь на Аляску, обратился в Синод с прошением «Об отправлении на Алеутские острова и Аляску православной духовной миссии», выбор Синода пал на Валаамскую обитель.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков