Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Валаам Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Оглавление
Валаам
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Потому что тот Валаам, который мы сейчас видим, и Валаам 93 года – сильно отличаются. Собор был весь покрыт строительными лесами, уже сгнившими, потому что они перед этим простояли лет 15-20, зияющие оконные проёмы, осыпавшаяся всюду штукатурка, битый кирпич, груды ржавого железа, свалки мусора, полчища громадных крыс… Плачевным было состояние всех монастырских зданий. И повсюду здесь, в кельях, в трапезной жил народ, местные жители, притом всякого рода – было много вконец опустившихся. Кто-то из них потом уехал на материк, кто-то просто спился и умер. Печально, конечно. Но и как ещё могли жить люди на поруганной святыне, не зная ни веры, ни Бога, а храм воспринимая в лучшем случае как источник стройматериалов, в худшем – как отхожее место. Многие храмы в своё время здесь разломали, растащили на кирпичи, на доски. На оставшихся иконах рыбу чистили, мясо рубили, сколачивали из них сортиры. Иконами и книгами топили печи…
 - А вокруг леса.
 - Следы вандализма были видны повсюду. Они и сейчас кое-где встречаются: расстрелянные иконы, пробитые пулями колокола… Здесь и школа юнг была. Забавлялись юнги, как могли: использовали иконы в качестве мишеней, для упражнений в штыковом бою и «зачёт» получали те, кто с первого удара мог попасть штыком в глаз Богоматери или Спасителю, рубили, мочились, испражнялись… И в первом же бою почти в полном составе погибли.
 - Совсем ещё мальчишки…
 - С пятидесятого года сюда, как и в Кирилло-Белозерский, Горицкий, Александро-Свирский монастыри стали свозить искалеченных на фронте воинов.
 - Мне местный житель, Валерий, вы его, должно быть, знаете, он здесь родился и вырос,  рассказывал, что калеки, которые и на костылях не ходили, а таких было большинство, перемещались по острову на «каталках». У кого водились деньги, «аристократия», могли себе позволить на лодке приплыть к туристическому причалу, чтобы посмотреть на туристов, на женщин, перекинуться парой фраз, может, и выпросить глоток водки, бутылку пива, Валерий их за вознаграждение туда и отвозил. А те, у кого денег не было, добирались шесть километров на «каталках» - сколоченных досках с прикреплёнными на них четырьмя шарикоподшипниковыми «колёсиками». У некоторых «каталки» были сделаны из икон.
 - Вот именно. Как ещё могли здесь жить люди?
 - Да уж… А это ведь, владыка, сцены, не снившиеся Шекспиру: безногие инвалиды-фронтовики, катящиеся на сколоченных иконах, и так называемые «самовары», то есть безногие и безрукие инвалиды, которых под звон их орденов и медалей «За Сталинград», «За Будапешт», «За Прагу», «За Берлин» выносят из помещений, освобождаемых для проживания монахов, и несут кричащих, взывающих, плачущих, молящихся Богу по площадке, обнесённой красными флажками, точно при охоте на волков, к вертолётам, чтобы выслать с Валаама, последнего их прибежища, уже в никуда…
 - Но, слава Богу, - помолчав, сказал игумен, - этот тяжёлый период кончился, настало уже другое время, когда можно спокойно трудиться. Основные храмы мы уже восстановили, созданы нормальные условия для монашествующих. Монастырь значительно увеличился, раз в пять примерно с 93 года. И можно сказать, что братия уже достаточно опытная духовно, чтобы помогать тем, кто сюда приходит за помощью, за духовным советом. То есть нести то послушание, послужение, которое и свойственно было обители всегда. Духовное окормление, помощь сотням, тысячам паломников, всем, кто нуждается в поддержке…
 («Свято-Преображенский собор, - написано золотом на мраморной плите над входом в храм, - построен трудами Валаамской братии. После полувекового разорения отреставрирован при игумене Панкратии (1995-2005) и освящён 19 августа 2005 г. Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II»
«…Возрождение монашеской, духовной жизни на Валааме началось с празднования 1000-летия Крещения Руси, - говорил епископ Панкратий на заседании Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря в Храме Христа Спасителя в Москве 27 мая 2008 года. – Прошло 20 лет с того времени, как начался новый этап в жизни возрождающейся из руин обители. Всего за 3 года на удалённом от материка острове построен величественный храмовый комплекс во имя крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира – Свято-Владимирский скит. Это является наглядным свидетельством того, что Валаамский монастырь вступил в новый этап своей истории: не восстановления, а дальнейшего развития. Знаменательно, что это произошло в год 1020-летия Крещения Руси. Период после празднования 1000-летия Крещения Руси мы не случайно называем вторым крещением Руси, потому что за эти годы огромное количество людей нашло дорогу к Богу и к храму, из руин восстановлены тысячи церквей и сотни обителей. Всё это свидетельствует о возрождении духовных начал в жизни нашего народа».)
 - …Местные жители говорят, что этот Свято-Владимирский скит построен не только на средства Владимира Владимировича Путина, но и в его честь, - продолжалась беседа с игуменом в его келье. – И что условия для проживания и отдыха там такие, которым любой 5-звёздный хайтековский отель мира позавидует.
 - Ну не глупость ли? 
 - А если даже так, что в этом плохого? Путин, конечно, не святой, но для Валаама сделал много полезного, как я понимаю, да и вообще… Простите, если сказал что-то не то… Но всё-таки, как же так, владыка? Тысячам паломников вы оказываете поддержку, окормляете духовно - и в то же время ратуете за то, чтобы местных жителей отсюда как можно скорее выдворили. Ведь это же ваша паства! Они жалуются, говорят, что их друзья детства, однокашники, которые согласились променять здешние частные отеческие дома на малогабаритные квартирки в Сортавале, теперь там  бедствуют, чуть ли не бутылки и объедки по помойкам собирают…
 - Помойки, помойки… Видите ли: мусор на улице – это мусор в нашей душе. Когда человек гармонизирован с Творцом и окружающим миром, он находит тот ключ, который позволяет ему правильно относиться ко всему окружающему. Возьмём, например, святых. Общеизвестно, что Серафим Саровский в свободное от поста и молитвы время вместо отдыха носил воду, колол дрова, не для себя, а для своих собратьев. А в 50-е годы XX века другой святой, настоятель Глинской пустыни ночью тайно убирал мусор на территории монастыря. А что мы видим сейчас? Проезжая мимо какого-нибудь водоёма вы сразу заметите: вот частный берег – он чистый, вот общественный – он завален мусором. А свалки, которые устраиваются вдоль дорог! Такого не только в монастырях, во всей дореволюционной России увидеть было нельзя. А отчего? От того, что душа человека просто не могла такого допустить. Она не вмещала этого. Вы посмотрите вокруг себя, вдумайтесь: почему сегодня нас окружает так много уродства – в архитектуре, в произведениях искусства? Потому что душа человека искалечена. Ему нужно исцелить душу. Человек, у которого всё в порядке с внутренним миром, не позволит себе даже бросить фантик мимо урны. И это касается представителей любой религии…
 - И поэтому местных лучше выселить – чтобы не мусорили?
 -  Мусорят и местные жители, и отдыхающие, и паломники... Мы, конечно, не против паломничества, упаси Господь! Мы рады, что они приезжают. Это было столетиями, и нам очень хочется поделиться с людьми радостью, благодатью, которые есть на Валааме. Радостно очень видеть, когда удаётся человеку помочь что-то изменить в себе к лучшему. Когда он приходит к Исповеди, раскаивается, решает жить лучше. Это очень важная пастырская и миссионерская часть нашей работы, потому что людей к нам приезжает много. Ведь Валаам, как и любая древняя обитель, - проповедь в камне, которая говорит о том, что все эти прекрасные храмы, замечательные скиты созданы с великой любовью. Это все – плоды молитвы. Вот так можно сказать. Это все намоленное. Поэтому это так влияет, так поражает. Но и назидает. Ведь и мы можем так делать, так должны делать. И тогда у нас не будет грязного, неряшливого окружения, такой среды мерзкой в наших городах, селах, домах. Когда у человека в душе светло, у него и вокруг будет чисто, светло и прибрано. К сожалению, мы сейчас видим, что где нет людей, там чистая природа, там хорошо, а где человек «похозяйничал» - безобразно. Почему? Потому что образ Божий утерян. И нужно его возвращать. Как возвращать? Через веру, через жизнь по Евангелию, через то, как нас ведёт святая Православная Церковь. – Владыка не говорил – речь его лилась и возносилась, он проповедовал, хотя я был единственным слушателем. - И в этом смысле православный монастырь должен быть примером. Должен показывать, что и в наше время возможно жить по Евангелию, жить по-христиански. У нас здесь открываются порой и закрытые души, откликаются на божественную красоту, выраженную в камне, в молитве… Причем всё чаще это происходит с неверующими или нехристианами. Был случай: один иудей тоже почувствовал это необыкновенное и спрашивает: «А можно иудею креститься?». Я отвечаю: «Конечно, можно». Причем это был один из заместителей министра тогда, чиновник очень высокого уровня. Так его потрясла благодатная валаамская атмосфера… Но грязь, мусор, бутылки… Мы пытаемся с этим бороться, привлекаем к уборке паломников, трудников. Мусор мало ведь просто собрать, его надо каким-то образом утилизировать, а на острове это чрезвычайно сложно и дорого. У меня было большое желание вообще запретить продажу товаров в пластиковых обёртках, пива в банках…
 - А бутылки бить будут о памятники, о кресты.
 - В том-то и дело. Но мы не являемся полноправными владельцами острова и не можем влиять на торговцев. Люди ведь как нынче рассуждают? «Я заплатил деньги и буду делать всё, что хочу!» Валаам – природный парк регионального значения. Это весьма невысокий и неэффективный статус. Как организовать жизнь в уникальном заповеднике, где есть и древний монастырь, и обычный посёлок, куда водят экскурсии, ведётся реставрация и хозяйственная деятельность, так, чтобы при этом сохранялась неповреждённой природа? Вот вопрос.
 - Ваши монахи говорят, что желали бы видеть Валаам чисто монашеским архипелагом, вроде Афона. Но правомерно ли выселять людей из их домов, нередко отеческих?..
   Зазвонил мобильный, игумен минут десять обсуждал, притом со знанием дела, едва ли не профессионально вопросы строительства.
- Владыка, реставрационные работы продолжаются. Отзывчивы ли сегодня люди к возрождению духовной жизни через возрождение монастырей и храмов? Не разочаровались ли?
- Это всегда было свойственно русскому человеку – отзываться на нужду Церкви. Большинство храмов в России были построены именно так. И храмы всегда были самыми лучшими постройками. Посмотришь какое-нибудь село: вроде бы и не очень богатое, и домики так себе, скромные, а храм – загляденье! Потому что все понимали, что храм – это их приношение, жертва Богу. И, конечно, храмоздательство для Руси было доброй традицией. И эта традиция, слава Богу, возрождается несмотря ни на что. Разные возможности у людей. Бывает лепта вдовицы. Я помню, и даже читал всей братии письмо одной женщины, которая послала последнее, что у неё было, может быть, двести рублей. Но эти рубли были драгоценнее, чем миллионы! Потому что от сердца, оторвано даже от детей. У них на Пасху нечем было разговеться, ели картошку, а нам послали деньги. Я сказал братии: «Видите, какие это дорогие деньги. Человек последнее посылает, поэтому надо к этим деньгам очень бережно относиться. Это святые деньги». Другие могут больше, конечно, сделать. Слава Богу, что складывается в стране такая, в хорошем смысле, элита. Православные люди, церковные, которые много могут, имеют большие возможности… Наш Попечительский совет: и предприниматели, и политики, другие деятели, которые хотят помочь, сделать не только ради какого-то престижа, соображений земных, а чтобы восстановить красоту, святыню. В любом случае, это уже доброе, благородное движение в душе. Это человека и облагораживает, и обогащает, и, что самое главное, создает новую общность людей, которые не только могут сделать что-то, но и объединены общей верой, стремлением, желанием. Я думаю, это - надежда России.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков