Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Валаам Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Оглавление
Валаам
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Затем читали отрывки из апостольских Посланий или Деяний, затем из Евангелия, молились о нуждах живых, о прощении грехов и Жизни Вечной усопшим, об оглашенных, просили о просвещении Крещением готовящихся к Таинству.
 - Оглашеннии, изыдите! – после последней ектении диакон пробасил так, что кое-кто послушно направился, чуть не ломанулся к выходу, в их числе и яркая полногрудая брюнетка в тельняшке. Но у дверей им объяснили, что в прежние времена оглашенные действительно покидали храм, а ныне достаточно задуматься над тем, достойны ли они носить звание верных и присутствовать на повторяемой ради них Тайной вечере Спасителя, и должны истово молиться о прощении своих грехов - что оглашенная в тельняшке и принялась с воодушевлением делать. Затем следовала Литургия верных, Великий вход с перенесением Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения, и молитва (про себя) словами разбойника, распятого на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», и Бескровная Жертва… И было пение Символа веры, и был Евхаристический канон, во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя…
   Оглашенная в облегающей тельняшке исповедовалась так долго и так посверкивали стёкла очков принимавшего у неё исповедь насельника, что я вспомнил рассказ настоятеля одного из тверских храмов: «Приезжает ко мне на исповедь из Москвы известная актриса театра и кино, трое, говорит, в жизни было мужчин, а больше не было. Я говорю: вспоминай уж, раз приехала, а то ни исповеди тебе, ни причастия. Ну, дюжина, говорит, была, нечистый путал. Вспоминай, твержу, лучше вспоминай! Попросила запереть её в келье до утра, чтобы лучше вспоминалось. Выходит, только петухи пропели – аж триста сорок шесть насчитала!»
 - …Со страхом Божием и верою приступите! – возгласил диакон.
   Хор пел:
 - Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам!..
   Повторяли слова молитвы о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн. Совершали земной поклон.
 - Верую, Господи, - повторяли хором, - и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя…
   Сложив крестообразно руки на груди, подходя к Чаше, со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав своё имя, мы принимали в уста Пречистые тайны, целовали край Святой Чаши.
 - Тело Христово приимите, - пел хор. – Источника бессмертного вкусите…
 - Благословен Бог наш, - сказал игумен. – Всегда, ныне и присно и во веки веков. С миром изыдем…
                                      
   В гостинице мне передали, что ночью, возможно, пригласят на пострижение (о чём я просил о. Порфения). Но предупредили, что на фотографирование, тем более со вспышкой благословения не дано. В ожидании я вышел прогуляться, спустился уже по привычке на пристань, надеясь встретить Катерину, чтобы поболтать о том, о сём. Но её не было на пристани, а был Валерий, в меру поддатый. Он похвастал, что день у него сложился как нельзя более удачно, три группы финнов возил вокруг всего архипелага, хорошо заработал. Поинтересовался, как дела у меня. Услышав, что я был в храме на причащении, воскликнул:
 - Вот сколько живу, никак в толк взять не могу: куски тела Христа в виде хлеба едим, кагор, как его кровь, пьём – так мы кто, на самом деле, людоеды что ли? Я у монахов спрашивал – они и слушать меня не хотят, всем своим важным видом показывая, что я мудак последний, если таких вещей не понимаю. Может, ты объяснишь?
   Я стал втолковывать ему про символику, цитировать Евангелие: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», - но понял, что бесполезно.
 - Мне один монах, то ли архимандрит, то ли ещё какая шишка из Питера тоже про символы всякие рассказывал, пока я его вёз на остров в скит. И всю дорогу к фляжке прикладывался – морда во! и красная, как брюква. У меня глаз на них намётанный. Высадил, отплыл на середину протоки и встал на якорь понаблюдать, вроде как рыбку ловлю большую и маленькую. А банька на острове уже топится. Причалил с другой стороны катер – музыка, смех заливистый… И что ты думаешь? Часу не прошло, как голые распаренные бабы с мостков в воду с визгами сигать стали!
 - А не брешешь? – спросил я. – Здесь, на Валааме?
 - Вот тебе крест! – Валерий трижды тщательно осенил себя крестом. – Но я всё равно верю, что они не просто так. Да я бы сам им девиц возил на острова за милую душу -  только чтоб не выселяли с Валаама, я ж тут вырос! Нет, похоже – вып…ят. Зачем им лишние свидетели? А ещё был случай – в том году белой ночью на яхте под парусом такие тёлки приплывали…
 - Может, Валер, оно и так, - сказал я, выслушав его излияния. – Знаешь, что Достоевский Фёдор Михайлович, слыхал, может, писатель такой был…
 - Конечно, в школе проходили.
 - Он сказал, что дьявол вечно бьётся с Богом. А поле битвы – сердце человека.
 - Так сказал? Ну, точно! Я согласен, только так сказать не смог бы, не писатель.
 - И ещё сказал, что в русском человеке величайшая святость уживается с величайшей подлостью. И неизвестно, чего больше.
 - Пошутил я – насчёт тёлок в бане, - помолчав, сказал пристыжено Валерий. – Сам не видел, врать не буду. Но ребята рассказывали, - добавил. – Дёрнем по соточке, у меня есть?
 - Пошёл ты, друг мой, в ж…! – сказал я и ушёл в гостиницу, понимая, что не прав: надо было всё же попытаться объяснить, в чём тайный смысл причащения; но уж больно опостылел мне этот Валерий, такой же, «как сто тысяч других в России».

   С о. Порфением, отключившим свой мобильный телефон и велевшим мне сделать то же (а я и так во дни пребывания на Валааме телефоном не пользовался, это – учитывая бесконечно насылаемые SMS-рекламы – представлялось чуть ли не бесовщиной, более безобидным казалось закурить, например, в храме во время литургии), мы спустились в беспредельный в полумраке, гулкий нижний храм Спасо-Преображенского собора. Во главе с игуменом монастыря, епископом Панкратием монахи собрались ночью для приобщения послушника к монашескому образу – столпились, все в чёрном, сурово-молчаливые, у правой колонны храма, где под спудом почивают мощи преподобных валаамских подвижников Сергия и Германа. Занимались исподволь, еле слышно, будто тоже откуда-то из-под спуда, но всё громче песнопения старого валаамского распева с обращением к святым основателям обители. Распев был не просто сдержан, строг, но едва ли не угрожающ – в нём пока преобладали басы и баритоны. Фотохудожник Виктор Грицюк, побывавший здесь в 90-х, когда разорённая обитель (и вся наша Церковь) только начинала возрождаться, почувствовал, как волны мужских голосов хора проникают куда-то внутрь, в сердце, и вызывают неведомые чувства умиления и мира.  «Мы перестаём ощущать, - рассказывал Виктор, - на земле мы или на небе и кажется – помирилась душа с Творцом. И жизнь будущая становится прямой и осмысленной, а прошлая кажется досадным заблуждением. Слёзы наворачиваются на глаза. Какие-то совсем незнакомые слёзы – радостные и светлые. Так вот она оказывается, где душа! Вот она, тоскует по известной ей свободе, рвётся ввысь, в чистоту и любовь». Хорошо рассказывал фотохудожник. Красиво. Проникновенно. А я поначалу в нижнем храме во время пострижения в монахи умиления и мира в сердце почему-то не почувствовал. Напротив (буду откровенен, иначе эти заметки не имеют никакого смысла). Сомнения и отнюдь не сладостные раздумья меня одолевали. Надо было, может быть, уйти из храма и уехать. Но я остался. Стоял, слушал суровый распев и думал о моём знакомом Валерке, о коренных жителях архипелага, которых скоро не будет. О безногих, безруких калеках – героях Великой войны, обосновавшихся, обжившихся на Валааме, но когда монахи стали возвращаться, окружённых, точно волки красными флажками и, несмотря на их мольбы, вывезенных, вышвырнутых вон отсюда Бог весть уже куда. И о труднике, «делавшем Матерь Божию», выселенном благочинным за то, что «не устоял перед здешней благодатью».
 «Audemars Piguet» о. Порфения показывали полночь.
   Я думал о том, что знаем мы о монастырях, монашестве, а уж тем более архиереях не больше, чем о том, что творится и что решается за нас за кремлёвскими стенами в высших эшелонах власти (и не больше, чем во времена существования Советского Союза с его сугубо однопартийной системой); что остаёмся мы, несмотря ни на что, нацией крайностей, можем или глаза священникам выкалывать, вырезать им на спинах звёзды с крестами и сжигать в храмах заживо – либо лоб расшибать в молитвах, в религиозном экстазе, освобождать вдруг Церковь от налогов и сборов на ввоз в Россию спиртного и сигарет (хотя справедливости ради стоит вспомнить и о том, что денег-то на восстановление из руин монастырей и храмов, возвращённых Церкви, не было – но адекватен ли, допустим ли, простителен ли компромисс сей?), и умиляться успехам некоторых высокопоставленных священнослужителей в непростом деле торговли, например, нефтью или недвижимостью, землями, не говоря уж о современных индульгенциях (да многое там бывало for sale – от души до лучших мест на церковных кладбищах для перебитых в междоусобицах разбойников, кои продаются за деньги или новенькие джипы, и т.д. и т.п.).
   Не уместны, конечно, были мои думы. У мощей появились облачённые в белое послушники. Припадая ниц, стали молить преподобных о благословении и помощи…
 …Стоит пред царскими вратами – «и обнажён от мирских одежд, бос и непокровен, - как говорит Симеон Солунский. – Первое потому, что он отверг всё излишнее и мирское; а второе – потому, что он беден и нищ, как лишённый богатства разбойниками, страшно избитый и израненный, оставленный нагим и лежащий полумёртвым».
 …От мощей до алтаря монахи составили коридор, по которому пополз под печальное пение, через каждые два-три метра ложась ниц, расплющивая нос и губы об пол, постригаемый…
 …У святого Дионисия и у других древних писателей монахи именуются «ферапевтами» или «терапевтами», то есть врачами и служителями. А у других святых отцов – Еприфания, Афанасия, Василия – по многоразличной борьбе их духа с плотью, монахи наименованы постниками. Почему и образ жизни их есть житие постническое, состоящее в постоянном борении с врагами спасения. Некоторые люди проводят свою жизнь, например, на войне или готовясь к войне, иные – в купечестве, другие – в политике, - монах, как подвижник и борец, есть постник, суровостью жизни всего себя посвятивший подвигам изнурения плоти и возведению духа к размышлениям о божественных делах.
 …Постригаемый полз, освещаемый свечами, по бесконечному коридору, образованному десятками монахов, и падал ниц, прижимаясь лицом к земле, и проползал под сратицей, хитоном, символизирующим отказ от всех земных благ. Наконец – казалось, не доползёт, выбьется из сил – он достигает алтаря, где ожидает его игумен…
 «…и приводимый припадает трижды, в честь Троицы, и три раза восстаёт; приблизившись к священным дверям, к алтарю, он припадает пред настоятелем, как пред Отцем небесным, и ласково приемлется им, как сын заблудший, возвратившийся из далёких стран. Потом он припадает к братиям, как старейшему сыну, испрашивая прощение и умоля не гневаться на него за то, что он оскорбил их своей бессловесною жизнью. Затем вместе с ним лн обращается к Отцу небесному».


Последнее обновление ( 11.12.2009 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков