Валаам |
![]() |
![]() |
![]() |
04.11.2009 | ||||||||||||||||||
Страница 12 из 16 Затем читали отрывки из апостольских Посланий или Деяний, затем из Евангелия, молились о нуждах живых, о прощении грехов и Жизни Вечной усопшим, об оглашенных, просили о просвещении Крещением готовящихся к Таинству.- Оглашеннии, изыдите! – после последней ектении диакон пробасил так, что кое-кто послушно направился, чуть не ломанулся к выходу, в их числе и яркая полногрудая брюнетка в тельняшке. Но у дверей им объяснили, что в прежние времена оглашенные действительно покидали храм, а ныне достаточно задуматься над тем, достойны ли они носить звание верных и присутствовать на повторяемой ради них Тайной вечере Спасителя, и должны истово молиться о прощении своих грехов - что оглашенная в тельняшке и принялась с воодушевлением делать. Затем следовала Литургия верных, Великий вход с перенесением Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения, и молитва (про себя) словами разбойника, распятого на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», и Бескровная Жертва… И было пение Символа веры, и был Евхаристический канон, во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя… Оглашенная в облегающей тельняшке исповедовалась так долго и так посверкивали стёкла очков принимавшего у неё исповедь насельника, что я вспомнил рассказ настоятеля одного из тверских храмов: «Приезжает ко мне на исповедь из Москвы известная актриса театра и кино, трое, говорит, в жизни было мужчин, а больше не было. Я говорю: вспоминай уж, раз приехала, а то ни исповеди тебе, ни причастия. Ну, дюжина, говорит, была, нечистый путал. Вспоминай, твержу, лучше вспоминай! Попросила запереть её в келье до утра, чтобы лучше вспоминалось. Выходит, только петухи пропели – аж триста сорок шесть насчитала!» - …Со страхом Божием и верою приступите! – возгласил диакон. Хор пел: - Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам!.. Повторяли слова молитвы о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн. Совершали земной поклон. - Верую, Господи, - повторяли хором, - и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя… Сложив крестообразно руки на груди, подходя к Чаше, со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав своё имя, мы принимали в уста Пречистые тайны, целовали край Святой Чаши. - Тело Христово приимите, - пел хор. – Источника бессмертного вкусите… - Благословен Бог наш, - сказал игумен. – Всегда, ныне и присно и во веки веков. С миром изыдем… В гостинице мне передали, что ночью, возможно, пригласят на пострижение (о чём я просил о. Порфения). Но предупредили, что на фотографирование, тем более со вспышкой благословения не дано. В ожидании я вышел прогуляться, спустился уже по привычке на пристань, надеясь встретить Катерину, чтобы поболтать о том, о сём. Но её не было на пристани, а был Валерий, в меру поддатый. Он похвастал, что день у него сложился как нельзя более удачно, три группы финнов возил вокруг всего архипелага, хорошо заработал. Поинтересовался, как дела у меня. Услышав, что я был в храме на причащении, воскликнул: - Вот сколько живу, никак в толк взять не могу: куски тела Христа в виде хлеба едим, кагор, как его кровь, пьём – так мы кто, на самом деле, людоеды что ли? Я у монахов спрашивал – они и слушать меня не хотят, всем своим важным видом показывая, что я мудак последний, если таких вещей не понимаю. Может, ты объяснишь? Я стал втолковывать ему про символику, цитировать Евангелие: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», - но понял, что бесполезно. - Мне один монах, то ли архимандрит, то ли ещё какая шишка из Питера тоже про символы всякие рассказывал, пока я его вёз на остров в скит. И всю дорогу к фляжке прикладывался – морда во! и красная, как брюква. У меня глаз на них намётанный. Высадил, отплыл на середину протоки и встал на якорь понаблюдать, вроде как рыбку ловлю большую и маленькую. А банька на острове уже топится. Причалил с другой стороны катер – музыка, смех заливистый… И что ты думаешь? Часу не прошло, как голые распаренные бабы с мостков в воду с визгами сигать стали! - А не брешешь? – спросил я. – Здесь, на Валааме? - Вот тебе крест! – Валерий трижды тщательно осенил себя крестом. – Но я всё равно верю, что они не просто так. Да я бы сам им девиц возил на острова за милую душу - только чтоб не выселяли с Валаама, я ж тут вырос! Нет, похоже – вып…ят. Зачем им лишние свидетели? А ещё был случай – в том году белой ночью на яхте под парусом такие тёлки приплывали… - Может, Валер, оно и так, - сказал я, выслушав его излияния. – Знаешь, что Достоевский Фёдор Михайлович, слыхал, может, писатель такой был… - Конечно, в школе проходили. - Он сказал, что дьявол вечно бьётся с Богом. А поле битвы – сердце человека. - Так сказал? Ну, точно! Я согласен, только так сказать не смог бы, не писатель. - И ещё сказал, что в русском человеке величайшая святость уживается с величайшей подлостью. И неизвестно, чего больше. - Пошутил я – насчёт тёлок в бане, - помолчав, сказал пристыжено Валерий. – Сам не видел, врать не буду. Но ребята рассказывали, - добавил. – Дёрнем по соточке, у меня есть? - Пошёл ты, друг мой, в ж…! – сказал я и ушёл в гостиницу, понимая, что не прав: надо было всё же попытаться объяснить, в чём тайный смысл причащения; но уж больно опостылел мне этот Валерий, такой же, «как сто тысяч других в России». С о. Порфением, отключившим свой мобильный телефон и велевшим мне сделать то же (а я и так во дни пребывания на Валааме телефоном не пользовался, это – учитывая бесконечно насылаемые SMS-рекламы – представлялось чуть ли не бесовщиной, более безобидным казалось закурить, например, в храме во время литургии), мы спустились в беспредельный в полумраке, гулкий нижний храм Спасо-Преображенского собора. Во главе с игуменом монастыря, епископом Панкратием монахи собрались ночью для приобщения послушника к монашескому образу – столпились, все в чёрном, сурово-молчаливые, у правой колонны храма, где под спудом почивают мощи преподобных валаамских подвижников Сергия и Германа. Занимались исподволь, еле слышно, будто тоже откуда-то из-под спуда, но всё громче песнопения старого валаамского распева с обращением к святым основателям обители. Распев был не просто сдержан, строг, но едва ли не угрожающ – в нём пока преобладали басы и баритоны. Фотохудожник Виктор Грицюк, побывавший здесь в 90-х, когда разорённая обитель (и вся наша Церковь) только начинала возрождаться, почувствовал, как волны мужских голосов хора проникают куда-то внутрь, в сердце, и вызывают неведомые чувства умиления и мира. «Мы перестаём ощущать, - рассказывал Виктор, - на земле мы или на небе и кажется – помирилась душа с Творцом. И жизнь будущая становится прямой и осмысленной, а прошлая кажется досадным заблуждением. Слёзы наворачиваются на глаза. Какие-то совсем незнакомые слёзы – радостные и светлые. Так вот она оказывается, где душа! Вот она, тоскует по известной ей свободе, рвётся ввысь, в чистоту и любовь». Хорошо рассказывал фотохудожник. Красиво. Проникновенно. А я поначалу в нижнем храме во время пострижения в монахи умиления и мира в сердце почему-то не почувствовал. Напротив (буду откровенен, иначе эти заметки не имеют никакого смысла). Сомнения и отнюдь не сладостные раздумья меня одолевали. Надо было, может быть, уйти из храма и уехать. Но я остался. Стоял, слушал суровый распев и думал о моём знакомом Валерке, о коренных жителях архипелага, которых скоро не будет. О безногих, безруких калеках – героях Великой войны, обосновавшихся, обжившихся на Валааме, но когда монахи стали возвращаться, окружённых, точно волки красными флажками и, несмотря на их мольбы, вывезенных, вышвырнутых вон отсюда Бог весть уже куда. И о труднике, «делавшем Матерь Божию», выселенном благочинным за то, что «не устоял перед здешней благодатью». |
||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 11.12.2009 ) |
< Пред. |
---|