Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Черногорцы? Что такое? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Оглавление
Черногорцы? Что такое?
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11

   - Говорят, за последние пятнадцать лет вам удалось открыть чуть ли не полсотни новых монастырей.
 - Да, с Божией помощью. Правда, насельников в них пока немного, но это не главное. Главное – дух настоящей евангельской веры. А в Черногории есть достопримечательности, сохранившиеся еще с евангельских времен. К примеру, храм Параскевы Пятницы в Будве располагается на месте древнего монастыря апостола Марка. В нашем Цетинском городском музее хранится Филермская икона Божьей Матери, написанная, по преданию, самим апостолом Лукой.
 - А как вы отнеслись к отделению Черногории от Сербии?
 - Черногорцы вместе с сербами до последнего старались сохранить Югославию. Запад не мог понять: им, глупцам, предлагают деньги, валюту, а они готовы в условиях санкций даже голодать, но вместе с сербами… А вообще-то Государство и Церковь имеют разные границы. Точнее, Церковь, по сути дела, безгранична - мы исповедуем Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Для нас в Черногории таковой является Древняя Печская Патриархия, куда входят церкви в Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии, Словении. Начиная с XIII столетия, существует у нас принцип: государства разные, а Церковь одна. Тот же принцип сегодня действует в Российской Федерации и за её границами, например, на Украине. Будучи наследником и продолжателем дела митрополита Петра Петровича Негоша, я радею о сохранении единства Сербской Православной Церкви. Моя роль сегодня заключается в проведении принципа: Церковь существует вне границ различных государств. Мы уважаем Кесаря — кто бы он ни был. Но Церковь имеет вселенскую миссию: она объединяет, а не разъединяет. Человеческие тщеславие и гордыня не могут подчинять Церковь своим личным интересам, Церковь служит Богу, а не гордости людской, которой служат создатели так называемой «независимой Черногорской Церкви». Да и кто её создаёт? Некий женатый «священник», который жил в Риме, потом попал в Черногорию. Он и его сторонники думают, что Церковь - это что-то вроде партии. Собрались на площади некрещёные люди, активные сторонники автокефалии, 3-4 человека, и один женатый «иеромонах» (у которого родился ребёнок), которого так называемый «глава церкви» взял к себе протоиереем, и провозгласили «Независимую Церковь Святого Петра Цетиньского». Они объединяют 1% жителей Черногории. Ни один по-настоящему церковный человек не вступил в их ряды. В Черногории сейчас более семисот храмов, у них - ни одного, единственная комната где-то в Которе…
 - С Русской Православной Церковью сейчас сотрудничаете?
 - В Херцег-Нови на русские средства русскими мастерами возводится собор, настоящий Русский храм на берегу моря. Еще в монастыре неподалёку от Будвы строится храм Святым Царственным Мученикам, тоже на берегу моря. К сожалению, перешёл в мир иной большой друг Сербии и Черногории скульптор Вячеслав Клыков, Царствие ему Небесное. Он подарил Сербии два памятника святому Сергию Радонежскому, и на двухсотлетие Первого Сербского Восстания памятник основателю Сербской Церкви Святому Савве Сербскому, который стоит на площади перед собором святого Саввы. Кроме того, Клыков подарил изваяние Пресвятой Богородицы Державной черногорскому городу Никшичу, который также стоит теперь перед собором Василия Острожского, кстати, возведённого на личные пожертвования Царя-Мученика Николая II Александровича… Связи между Русской и Сербской Церквями живы, продолжая древнюю нашу традицию.
 - О Косово не говорю, понимая, насколько болезненный вопрос. В районе Улцина я обратил внимание на множество молодёжи вокруг мечетей. К православию молодёжь как  привлечь, вот вопрос. У нас на Кавказе, в Осетии после кровавых событий крещение принимать стало гораздо больше людей, в том числе молодых. Ужели кровопролитие – необходимое условие?
 - Почему же не говорить по поводу Косово и Метохии? «В Божьи руки, всё предаем в Божьи руки, - говорят сербы. - Значит, времена такие наступили, значит, мы этого заслужили, и будем всё терпеть, как терпели наши предки». Есть предание начала ХХ столетия: «К попу из Урошевца пришли измученные гнётом сербы и говорят: «Отче, некоторые из наших говорят: уйдем в Сербию, другие - останемся. Что нам делать?» Отвечал им священник: «Терпите. Претерпевший до конца спасётся». - «Но сколько терпеть, скажи нам, отче? Три года? Пять лет?» - «Я сказал: в Священном Писании написано: претерпевший до конца спасётся». И послушали они его. И в 1912 году пришла сербская армия и освободила Косово. И сказали сербы: «Вот если бы мы не послушались нашего батюшку, потеряли бы всё, что претерпели за пятьсот лет»...
 - Но это предание. В документальном фильме «Косово. Страшный суд», созданного  вашей послушницей, принявшей православие немкой Ксенией Хайнбюхер, потрясает сцена, где вы, владыка, собираете на земле в грязи остатки человеческих тел после расправы албанцев над мирными сербами, чтобы отпеть и предать погребению…
 - Знаете, Православная Церковь обладает свойством, имеющим исключительно важное значение для воспитания молодежи. По самой природе своей это Церковь мучеников. Сам Христос – свидетель верный, свидетель Истины, которая свидетельствует распятием и мученической кровью. И подобно своему свидетельству об Отце небесном, верности Отцу, верности до крестной смерти, Он посылает в мир Своих последователей, чтобы они стали Его верными свидетелями до конца времен. Такими свидетелями стали Его апостолы, святые мученики и все святые. Одни свидетельствовали о Господе словом, делом и мученической кровью. Другие тем, что называется «мученичеством совести», бескровным мученичеством, то есть непрестанным духовным подвигом, терпением, борьбой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто свидетельствовал о Христе своей кровью, было множество во все времена. Но с уверенностью можно сказать, что ни одна эпоха не дала столько мучеников, как наше столетие. Миллионы православных христиан, закланных за Христа, по всей России, в Сербии – в Ясеновце, Глине (места концлагерей, в которых во время Второй Мировой войны хорватами-усташами были замучены, живьём закопаны тысячи православных сербов), других местах пример и доказательство тому…
 - Те факты, никак сомнению не подлежащие, стали поводом для злопыхателей. Кое-кто уверяет, что за период с 1941-го по 1945-й годы югославские партизаны не уничтожили ни одного немецкого танка, не сбили ни одного немецкого самолёта, не пустили под откос ни одного эшелона. Но при этом уверялось, что в борьбе с захватчиками югославское Сопротивление потеряло только убитыми чуть ли не два миллиона человек! А на самом деле большинство людей погибло в этнических конфликтах между сербами, хорватами, мусульманами…
 - Ну, Бог им судья. Существуют непреложные документы, скажем, в Окружном музее Херцег-Нови. Кстати, из 2280 руководящих должностей (от командира батальона до Верховного штаба) за пределами Черногории 965 занимали черногорцы, хотя население страны составляло всего 2,4 процента от всего в Югославии. Да что говорить: только в середине XIX века черногорцы по семь-десять раз в месяц сталкивались с турками, погибло и умерло от ран половина населения! Пистолеты за поясом носили все! Самым страшным наказанием для черногорца был запрет носить оружие или отнятие знака на шапке, обозначающее его чин! Да, существовала кровная месть – но как только появлялся враг внешний, все объединялись! Масса свидетельств героизма и во Вторую мировую! А в общем-то, нельзя сказать, что мы всегда жили в окружении друзей и  доброжелателей.
 - Но вы же не станете отрицать, владыка, что…
 -А я говорю: и сегодня вся Православная Церковь – живой свидетель Распятого Христа и причастник Его Распятия. Иерусалимская, мать всех церквей, Антиохийская, Царьградская – мать наших славянских Церквей, не говоря о Русской, Сербской, многих других поместных церквах – не носят ли все они «раны Господа Иисуса Христа на себе» – каждая в своё время гонимая и изгоняемая? Не убелила ли великая Русская Церковь кровью миллионов новомучеников бескрайние просторы России? И о мученичестве Сербской Церкви сегодня известно всем. Откуда это мученичество? История свидетельствует, что Православная Церковь была и есть – гонимая Церковь. Как ни парадоксально, но это самое сильное доказательство того, что она Церковь истинная, что её действительно ведет и хранит непобедимая сила Духа Святого…
 …Во время воскресной проповеди, стоя в храме у святынь – ковчега с мощами святого Петра и ковчежеца с Десницей святого Иоанна Предтечи и Частицей Честного и Животворящего Креста Господня, я поймал себя на мысли, что представляю Амфилохия, когда он был помоложе, подобно другим митрополитам черногорским, на белом коне в бою с теми, кто стремится отнять у его народа Веру отцов. 
 - …Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви в мире, так же как и её историческая роль, подобно Распятому Христу, имеет спасительное и искупительное значение, - продолжал владыка. - Распятие, страдание и смерть православного византийского царства и других православных балканских государств в XIV-XV веках несомненно имело спасительный и искупительный характер не только для православных, но и для всех западноевропейских не православных народов. То, что происходило в далёком прошлом, происходит и в наши дни: кровь миллионов новомучеников – вот та сила, которая не дает антихристу и его адскому злу воцарится в современном мире. Если Православие выстоит в борьбе против демонического зла, если окрепнет православная вера, возродится благочестие, тогда у мира появится надежда на спасение. Еще в позапрошлом веке ваш гений Фёдор Достоевский, пророчески прозревая грядущие трагические события, провидел силу образа православного Христа, предчувствовал будущую всечеловеческую миссию Православия. Смысл пророчества Достоевского, всю его глубину увидели только духовные прозорливцы. Они поняли, что Достоевский предвидел Голгофу, ощутили, что грядущие времена пройдут для Церкви под знаком Распятия и жертвенной любви ко всем и вся, как единственного спасения для человека и всего человечества. Православие сегодня, так же как когда-то распятый и уничиженный Христос, открывает современному миру, в чём его спасение и полнота. Его «ранами» сегодня, как когда-то Христовыми, исцеляются раны мира. Это распятие Православия и жертвенная голгофская любовь, которую православные свидетельствуют собственной кровью, и есть тот елей всечеловеческой любви, елей, который Достоевский находит и открывает в Православии и православном Христе. Который Православие щедро изливает в мир, как единственное лекарство от ран, болезней и зла. Православные призваны быть свидетелями жертвенной голгофской любви; кто не имеет дара свидетельства кровью, призваны свидетельствовать о ней бескровным «мученичеством совести». Потому что именно этой жертвенной распинающейся Христовой любовью, засвидетельствованной кровью Самого Христа и кровью миллионов мучеников, Его свидетелей верных – будут судимы на Страшном Суде наши дела, помыслы, вся жизнь. Есть ли что-то более значительное и святое для человека, особенно молодого, чем такая жертвенная любовь, которую исповедует и свидетельствует Православие? Православие зиждется на целостном и вечном. Оно зовёт к совершенному и бесконечному. В этом заключено его всечеловеческое спасительное значение и единственный свет надежды на будущее мира и человека. Православие существует в мире, чтобы служить миру, и, подобно Христу, приносить себя в жертву «за жизнь мира».
                                           8. Партизанскими тропами
   В Плужине, по рекомендации мрачноватых мужиков, выпивавших перед телевизором в придорожном баре лозу за Россию, игравшую в тот момент в футбол со сборной Голландии, я заехал в дом, где во время войны располагался штаб Тито. Там тоже смотрели футбол и тоже выпивали, болея за наших.
 - Заходи, - сказал хозяин и сразу налил. – Я сам Александр Йоканович. Мой дед Йоко Аджич был дгугом магшала Тито. – Он слегка картавил. – Будет здесь музей.
 - А Тито был хороший? – спросил я, оглядывая стены, увешанные и заклеенные пожелтевшими листовками, плакатами, фотографиями, удостоверениями личностей, приказами, в том числе и немецкими, о карательных операциях против партизан, потёртыми портупеями, галифе, простреленными и прожжёнными рубахами, шинелями. – Разное теперь про маршала говорят – что чуть ли не диктатор был…

Последнее обновление ( 19.11.2009 )
 
След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков