Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Черногорцы? Что такое? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Оглавление
Черногорцы? Что такое?
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11

   17 октября 1888 года, накануне дня св. Петра Цетиньского у станции Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Москву. Царская семья чудом осталась в живых. Черногорцы, узнав об этом, объяснили спасение благоволившего к ним императора Александра III заступничеством святого Петра. Указом черногорского митрополита Митрофана (Бана) по всей Черногории было установлено в день святого Петра Цетиньского ежегодное празднование чудесного спасения русской царской семьи.
   Еще при жизни Пётр I был награждён Орденом святого Александра Невского с бриллиантами, чрезвычайно им гордился, до конца дней считал своей высшей наградой и церковные документы и письма подписывал так: «кавалер Ордена святого князя Александра Невского.
 - …В 2006-и году и вы, владыка, «за большие заслуги в развитии братских и духовных связей народов России, Сербии и Черногории» были награждены в Москве Орденом Александра Невского I степени, - продолжал я беседу с митрополитом Амфилохием. -  Расскажите о себе. Как вы пришли к Богу? Когда и где были рукоположены, приняли постриг?
 - В Греции, где провёл семь лет после окончания учёбы. А учился в Духовной академии святого Саввы. Получив диплом, продолжал обучение на философском факультете Белградского университета по специальности классическая философия. Как пришёл к Богу? Мне трудно ответить на этот вопрос. Должно быть, от рождения…
   Родился он в день Рождества Христова – 7 января 1938-го года. Крещён был с именем Ристо, то есть Христос. После Белграда Ристо Радович учился в Швейцарии, Италии, откуда и отправился в Грецию, жил на Святой горе Афон. Затем преподавал в Свято-Сергиевском институте в Париже, в Белградской духовной академии святого Иоанна Богослова. 30 декабря 1991 года возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского.
 - А как у церкви складывались отношения с властями Социалистической Федеративной Республики Югославии? – спросил я.
 - Как они могли складываться? – владыка просверлил меня глазами, будто я был сподвижником маршала Тито. - Церковь уничтожали – и физически, и идеологически, насаждая ложные авторитеты. Над нашим монастырём на вершине горы Орлиный Крест расположен мавзолей владыки Даниила. Оттуда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, на Езерском врху, похоронен митрополит и поэт Пётр II. Построенная им в качестве усыпальницы церковь святого Петра Цетиньского, обновлённая в 1920-х по проекту русского архитектора Краснова, была снесена безбожными титовскими властями в 1972-м году, а на её месте воздвигнут уродливый языческий мавзолей. С этим кощунственным актом верующие люди связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение. Митрополит Арсений с ещё семью черногорскими священниками был осуждён Цетиньским судом на одиннадцать с половиной лет «за организацию заговора против народного режима в Черногории и антигосударственную деятельность». «Вина» владыки состояла в том, что он ещё в 1945 году, будучи администратором Загребской митрополии, сказал, что католическая церковь во время Второй мировой войны принесла много зла православному населению Хорватии. Другой виной черногорского митрополита было то, что он во время встречи с секретарём Всемирного Совета Церквей Робертом Тобиасом дал ему данные о том «как народные власти гонят Сербскую Церковь»… Что такое марксизм? Когда Маркс «бросал перчатку в лицо всему миру, желая свергнуть этого исполина-пигмея, чтобы, затем расхаживая по его развалинам, ощутить себя равным Творцу», он делал попытку магически-змеиным образом осуществить сатанинский план о мире и человеке. Его тайное, судя по всему - интимнейшее желание - «отменить Бога». Помните, как Энгельс вспоминал первую встречу с Марксом? «Объятый злобой, он как будто хочет дотянуться до небесной скинии и разбить ее о землю». И Маркс, и Фрейд не ведали иного Бога, кроме страшного еврейского Яхве, для которого человек всегда лишь раб. Отсюда последовал их бунт против Него, и создание своего «бога» (libido, революция) по его «образу и подобию».
 - Но философия доктора Фрейда не была государственной.
 - Она была, а кое-где и есть даже надгосударственной! Именно еврей Фрейд лучше всех почувствовал органическую связь Эроса и смерти. Без истинного, забытого отцовства, принадлежащего Божественной природе и природе человека, созданного по образу и подобию Божию, без вечного Отца человеческий Эрос и человек в нём, единосущны временности и таким образом смерти: временность делает смерть содержанием похоти (Эроса и, следовательно, человека, который питается только им). Только в еврейском подсознании, сформированном на идее страшного Яхве, похоти и запретного плода, порождающего смерть, миф об Эдипе мог приобрести такой масштаб, как во фрейдизме! Фрейдизм по своей сути есть новое согласие с дьявольской ложью о небесном Отце, и покорность кровосмесительным объятиям смерти - матери земли: всё здесь соткано из похоти плоти и горделивого соперничества с так называемым «отцом садистом». Марксизм - то же самое! К тому же, Маркс ненавидел славян: «Славяне, - говорил он, - это варвары, которых надо вытеснить обратно за Урал!»
   Проповеди митрополита Амфилохия отличаются чрезвычайной, некоторых даже шокирующей откровенностью и  публицистичностью. Послушать их съезжаются в Цетиньский монастырь верующие из многих городов и стран. В то воскресенье, когда мне довелось присутствовать на проповеди, он говорил об угрозе так называемой «демократии», насаждаемой с помощью бомбардировок «пасхальными подарками», соотносил ситуацию в мире в период Второй мировой войны с настоящей: тогда, как и сейчас, в Европу пришла великая смута, тогда смута разрушительных мыслей, уничтожения и порабощения миллионов людей, захвата земель, великого разрушающего оружия, а ныне Европу накрыло мрачное время, когда душами людскими овладел лукавый, пришедший в виде сионского золота, которое разрушает Европу и самого человека изнутри. Чтобы противостоять этому, человек должен отказаться от многого из того, о чём мечтал, что показывают в телевизионной и интернетовской рекламе, и больше времени и внимания уделять здоровью своей души и чистоте помыслов, нежели здоровью физическому, восстановлению храма внутри себя – нежели храмам или лжехрамам, которые повсеместно возводятся…
 - …Мы должны объединиться, - проповедовал митрополит, - и отринуть то, что, разрушая сами заповеди Христа, несёт нам сионское золото: зло, зависть, корысть, праздность, прелюбодеяние… Зловещая воля управляет некогда самостоятельно заблудившимся в порыве личной гордыни прежним стадом Христовым.… На кровавой сцене этого мира человек через тиранию смерти, которая таится в корне Эроса и в самом «homo ekonomicus», приговорен к существованию, конец которому - уничтожение и небытие, а его исторический путь всего лишь подготовка к исчезновению и небытию. Это стало бы неизбежным, если бы не существовало духовного отцовства, освобождающего от тирании смерти, возводящего человека от раба в достоинство свободного сына Божия. «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа». Ещё вот что важно. Великий русский богослов Алексей Хомяков отметил, что Церковь не является некоей авторитарной властью. Авторитет - это нечто внешнее, а власть всегда несёт в себе насилие. Церковь не обладает ни видимой властью, ни внешним авторитетом. В Православной Церкви существует свой порядок, устав, но порядок и власть, не одно и то же. Истинная Православная Церковь ни разу не поддалась искушению господством и властью…
 - Но не златом! Владыка, у нас в России я знаю многих священников, откровенно занимающихся бизнесом, да ещё каким! Если в 90-х в связи с освобождением президентом Ельциным Церкви от налогов была популярна торговля сигаретами и водкой, то ныне входу «нефтянка», порой священнослужители действуют, как заправские риэлторы… Да и у вас, думаю, такие есть или скоро появятся. Некоторые клирики и миряне упрекают в этом  католический Запад, повинный не только в тотальной бездуховности, но, практически, во всех грехах и преступлениях против истинной веры и Христианской Церкви… А какова роль Востока, не только мусульманского?
 - Богатейший тысячелетний религиозный опыт Востока неожиданно послужил в XX веке  вызовом западной цивилизации, какой она формировалась с эпохи Ренессанса. Возвращаясь к эллинским критериям истины, она всё больше строилась на вере в человека и его разум. Всё больше доверяла чувственным знаниям и науке. Ориентировалась на время и материю, материальное благополучие, обогащение. Теряя ощущение реальности присутствия Бога и духовного мира. Это наполнило западного человека, пребывающего в постоянном стрессе, беспокойством и жаждой спасения, в том числе в наркомании, сексе, возникновении сект. И в этом поиске себя и внутреннего равновесия многие обращаются к восточным религии и философии, удивлённые и привлечённые их таинственностью и глубиной. Взять теософию, цель которой – изучение законов природы, наук, философий и религий ради приобретения «целостного» восприятия мира и создания универсального братства людей на основах «широкого сознания и мудрости, и новой религии мира» - это  известная вам Елена Блаватская, Анна Безант, другие. Космос понимается как нечто живое, мир ведом «высшим разумом», история развивается «циклично» согласно законам реинкарнации божества, включая и личность Иисуса из Назарета как одного из воплощений Бога… Или движение Кришна Мурти, учившего, что потребность богопознания и поиск истины – единственная потребность человека… Для всех движений, вдохновлённых идеями Востока, характерен космологический аспект, жажда растворения в безличной космической энергии. Далёкий Восток несёт ощущение таинственности. Отсюда, например, очередное, как и в конце XIX века, пробуждение интереса к спиритизму.
 - Но вашим черногорским принцессам, заразившим этим делом весь светский Петербург, удалось-таки вызвать определённых духов?
 - В спиритизме – некий странный симбиоз античного и христианского гностицизма с восточным магизмом, - размышлял владыка, впрямую не отвечая на вопросы. - Это магическое насилие над духовным миром… Широко распространено и так называемое движение трансцендентальной медитации, во главе которого стоял Махариши Махеш Йоги, дипломированный физик, мировой славе которого способствовала группа «The Beatles», считавшая его своим духовным учителем… Вы спрашиваете, что случилось с христоносной и духоносной Европой, что дети её стали искать Духа и утешения и радости спасения в исполненной печалью и магизмом, пантеистической Индии? Случилось вот что. Отпала она от Жизни, перестав исповедовать Христа как единственного Бога и Спасителя, и вновь вселился в неё легион…
 - Владыка, некоторые верующие у нас в России сетуют на то, что митрополит Амфилохий не хочет возвращать Десницу Иоанна Предтечи.
 - Десница принадлежит всему христианскому миру, - сказал, как отрубил, митрополит, и в голосе его хрипловато-надсаженным прозвучало черногорское, непреодолимое  упорство. - Султан воевал с иоаннитами, а потом в порядке жеста примирения передал им Десницу Крестителя. Затем путь её сложен: православный монастырь на Родосе, крестоносцы, угроза Мальте от Наполеона, передача Десницы Императору Павлу Первому. С войсками генерала Юденича она попала в Ревель, потом в Париж. Императрица Мать Мария Фёдоровна привозит её в Данию, потом она перемещается в Берлин, откуда Русская Зарубежная Церковь передаёт её королю Александру Карагеоргиевичу, и, наконец, она попадает в Черногорию, сначала в монастырь Острог, дабы уберечься там от фашистов, и затем в Цетиньский монастырь, где и хранится в настоящее время. Вы видите, какой длинный, бесконечный путь? Это говорит о том, что Десница Иоанна Предтечи принадлежит всему Христианскому Миру. Более того, когда ковчег с Десницею Иоанна Предтечи был в монастыре Острог, где покоятся святые мощи святителя Василия Острожского и на Косово в монастыре святого Стефана Дечанского, то вокруг них собирались мусульмане и молились, делали три поклона, читали специальную молитву. К нам же в Цетинье приезжают члены Мальтийского Ордена, чтобы поклониться Деснице, когда-то принадлежавшей Ордену. Они тоже заявляют — она принадлежит Мальтийскому Ордену, надо её им вернуть. Мы же им отвечаем: Десница принадлежит всему Христианскому Миру, вам же — спасибо, что вы её в своё время сумели сохранить. Летом 2006-го она была доставлена для поклонения в Россию, побывала во многих городах, радости у православных не было предела! У нас уже многое отобрали, зачем же и это? Милости просим, приезжайте к нам, поклоняйтесь.

Последнее обновление ( 19.11.2009 )
 
След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков