Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Расселина, или Прикосновение к вечности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
03.11.2009
Оглавление
Расселина, или Прикосновение к вечности
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Над «Долиной» фрау Лени работала до 1944 года, путешествуя по миру, избегая Германии. Но когда ей понадобилась для картины цыганская массовка, ей привезли около сотни статистов из концентрационного лагеря. Режиссер, якобы, об этом не знала.
Последний раз Рифеншталь видела фюрера в апреле 1945-го года. Ее привезли к нему в бункер. Она спросила, знает ли он, что Берлин превращен в руины. «Знаю, – ответил Гитлер. – И это хорошо! Я дал указание своим фотографам и художникам запечатлеть все исторические здания! Когда мы победим, я все восстановлю, Берлин станет еще краше, чем был!» Свидетелей их последней встречи не было, она провела с ним в бункере несколько часов. Погладив на прощанье овчарку Блонди, уходя, обернулась в коридоре – он стоял и смотрел ей вслед. На следующий день Адольф Гитлер покончил с собой.
«Сверхсекретные» отношения связывали Лени с партайгеноссе Борманом – ходили слухи, что она по случайности не оказалась с ним в подводной лодке с документами и золотом Рейха, под занавес направлявшейся по каналу «ОдеССа» к берегам Южной Америки. Впрочем, как рассказал восьмидесятилетний Курт Рассел, служивший во время войны на немецкой подводной лодке и доживающий свой век на Канарах, фрау Рифеншталь была хорошо знакома и с Роммелем. По мнению чудом уцелевшего в апреле 1945-го года подводника (ему единственному из экипажа суждено было выплыть с затонувшей на 40-метровой глубине подлодки на траверзе острова Фуэртевентура), Лени некоторое время находилась с ними и, безусловно, пусть отчасти, но была посвящена в тайну «золота Роммеля», потому что была его любовницей – в Тунисе она, якобы, сошла, увешанная старинными драгоценностями… Впрочем, это больше похоже на бред впавшего в маразм гитлеровца, в перерывах между вахтами и боями занимавшегося (как многие «фрицы» в блиндажах, на кораблях и лодках) мастурбацией на фотографию Лени в каком-нибудь журнале (о том, что из-за журналов с ее изображением, порой и не в закрытом полевом мундире, а в легком платьице и даже в купальнике, случались жестокие потасовки в окопах, рассказал мне на португальском курорте Алгарве другой ветеран Третьего Рейха, Андреас Вильке, намерзшийся у нас в плену в Сибири: еще бы, пассия самого фюрера!).
После войны все имущество Рифеншталь было конфисковано. В тюрьме она, потерявшая всех родных (последним в семье погиб младший брат – на русском фронте), провела четыре года. Ее пытали, день и ночь демонстрируя кадры из концлагерей смерти. Но признания в том, что она сотрудничала с нацистами, от нее так и не добились. Главный аргумент защиты – «Я художник, а не политик» – в конце концов был признан убедительным международным трибуналом во Фрайбурге. «Если бы доказали, что я любовница Гитлера, что я спала с ним, – уверяла Лени Рифеншталь, – я бы не пережила эту ложь, я бы повесилась… Да и слишком сильна, чересчур самоуверенна я была для него. Ему нравились бесхребетные коровы вроде Евы Браун».
Творческая деятельность ей была запрещена. Ни один из ее послевоенных проектов, в которых участвовали такие звезды как Анна Маньяни, Брижжит Бардо, Жан Кокто, Жан Маре, не был завершен и не вышел на экраны. В шестьдесят лет она навсегда оставляет кино и под влиянием Эрнеста Хемингуэя уезжает в Африку. В желтой прессе того времени писали, что «Лени Рифеншталь сменила Гитлера и Геббельса на целый мужской гарем из негров масаки и као».
В семьдесят два она увлеклась подводными съемками (чтобы записаться в школу дайвинга ей пришлось убавить себе возраст на двадцать лет). С беженцем из Чехословакии Хорстом Кеттнером Лени поселилась на необитаемом Мальдивском острове и за два с половиной десятилетия совершила тысячи погружений. К своему столетнему юбилею она вновь обратилась к кино – сняла потрясающий документальный фильм о подводном мире. «Только под водой я по-настоящему счастлива… Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут меня остановить, я не боюсь акул».
Подводя итоги века, журнал «Times» назвал Лени Рифеншталь в числе художников, которые изменили взгляд на искусство в XX-м столетии.
…Я улетал с Мальдивских островов. Думая о той, с которой свела судьба в лице бизнесмена Шарифа, мечтающего соорудить у себя бордель для министров. Я вспоминал рукопожатие фрау Лени.
Над индиговой бескрайней гладью, над россыпью леденцов-островков, окаймленных седой оболочкой, Ил-86 (почти пустой) набирал высоту. Я смотрел в иллюминатор, размышляя над информацией, полученной от Рани, над версией о том, что к 2020-му году океан поднимется и Мальдивских островов не станет. Казалось, тень фюрера скользит по коралловым рифам.
Он недостоин был такой женщины. Политик вообще недостоин художника. Одна диктатура сменяет другую, теории, изобретения, зажигательные речи, казавшиеся устремленными в будущее, молниеносно становятся днем вчерашним и позавчерашним – а истинные произведения искусства живы.
И еще я почему-то думал: что испытывает, о чем размышляет этот ничтожный чешский диссидент Кеттнер, просыпаясь среди ночи на крохотном островке в океане в одной постели с ней, фрау Лени Рифеншталь?..
Через четыре часа самолет приземлился в аэропорту Дубаи, заправился, транзитные пассажиры вновь заняли свои места. Уже когда стюардессы всех пересчитали и трап стал отделяться от борта, на нем появилась растрепанная запыхавшаяся Надежда. Она была в больших черных очках, в длинном платье. Возможно, ее били, она скрывает синяки и ссадины. Но вырвалась!.. Так грезилось мне, приложившемуся таки по дороге домой к изъятой мусульманами и от этого ставшей еще более заветной бутылочке «Столичной». Нет, хотелось, чтобы было все именно так. Но не стану грешить против истины. Ни одной из девушек, неделю назад вылетевших сроком на семь дней из аэропорта «Шереметьево» в Дубаи, в самолете, возвращавшимся в Россию, не оказалось.
Я смотрел в иллюминатор и непроизвольно сравнивал судьбу Надежды – уже вполне определенную – с судьбой Лени...
...Спустя несколько лет фрау Рифеншталь приехала в Россию, в Санкт-Петербург. Ее «Триумф воли» стоял в программе фестиваля «Послание к человеку». Многие известные российские режиссеры-демократы в знак протеста сняли свои картины с фестивальной программы…
Зрители штурмовали Дом кино. Чтобы увидеть ее, столетнюю легенду.
Она была по-прежнему красива. И величественна.
Я приблизился к ней вместе с другими журналистами. Мне очень хотелось вновь ощутить ее рукопожатие. Прикоснуться к вечности – как на Мальдивах. Но она, гордая и неприступная, будто в самом деле п о с в я щ е н н а я, руки никому не подала.
– Фрау Рифеншталь… – начал я, но осекся.
Она меня, конечно, не узнала. Да и что бы я мог сказать ей, поистине свободной независимой умевшей противостоять Судьбе и даже круто разворачивать ее? Ей, сопряженной с самым жестоким (как представляется сейчас, в начале ХХI-го), яростным, перенасыщенным свинцовыми мерзостями жизни и невменяемым веком в истории человечества? О чем спросить? Была ли она любовницей Гитлера? Ее уже допытывал трибунал...
Триумф воли. Триумф ее воли – Хелены Берты Амалии Рифеншталь.



Последнее обновление ( 02.01.2010 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков