Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Расселина, или Прикосновение к вечности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
03.11.2009
Оглавление
Расселина, или Прикосновение к вечности
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Под воздействием энергетики, напора Адольфа, которого наряду с Моцартом называли «великим австрийцем», светские дамы заставляли своих мужей-миллионеров «вносить пожертвования на благо Великой Германии». У него было немало любовниц: Хелена Бехштейн и ее дочь Лотта, на которой Гитлер не смог жениться, ибо был «уже обручен со своей единственной невестой – Германией»; Винифред Вагнер, родственница композитора Рихарда Вагнера; Элизабет Бюхнер, жена автогонщика, огромная, грудастая, возбуждавшая Гитлера настолько, что он маршировал перед ней, лупцуя себя кнутом из шкуры носорога; Сюзи Липтауэр, повесившаяся после проведенной с ним ночи; Гели Рубель, его соб¬ственная племянница, жаловавшаяся подруге: «Мой дядя – чудовище, невозможно представить, чего он от меня требует!» – и застреленная им, якобы, во время ссоры; знаменитые актрисы – Рената Мюллер, американка Линда Баскуит, Луиза Ульрих; англичанка Юнити Валькирия Митфорд, тоже привлекавшая фюрера мощными формами и почти покончившая с собой, когда Англия объявила Германии войну; датская королева красоты Ингрид Арвад, впоследствии сбежавшая из Германии и ставшая любовницей офицера морской разведки Джона Ф. Кеннеди, будущего президента США…
Но с фрау Лени Рифеншталь у Адольфа Гитлера отношения были особые.
«Вы должны снимать фильмы для меня!» – заявил Гитлер при первой встрече. «Я не буду для вас ничего снимать, – ответила Лени, вырываясь из его объятий. – Вы расист. И вообще не хочу быть никем ангажированной. И не буду!» Через год он пришел к власти. И вновь стал уламывать фрау – строгая, непреклонная, спортивная, она представляла собой совершенно иной тип женщины, чем кумиры той поры, исполненные холодного эроса, таинственные и недоступные для простых смертных Марлен Дитрих и Грета Гарбо. Женщина-соратник, женщина-товарищ – Геббельс писал в своей книге, что фюрер увидел в Рифеншталь женский идеал создаваемого им нового мира. (Позже Герман Геринг назовет ее, знаменитую альпинистку, сводящую с ума мужчин, «расселиной Рейха» – и это вызовет неудовольствие фюрера, чуть не поставит крест на карьере маршала). Одиннадцать раз Гитлер делал предложение фрау Лени. Она согласилась лишь на двенадцатый – возможно, это было уже не предложение, а приказ: снять фильм о нацистском съезде в Нюрнберге.
«Да что вы! – еще пыталась она возразить. – Я же не отличу СС от СА!» – «Фройляйн, – отрубил Гитлер, – мне нужно, чтобы этот фильм снял истинный художник, а не партийный функционер».
«Триумф воли» стал мировым шедевром. Звездным часом и величайшей жертвой Лени Рифеншталь. Он стоил ей тридцать судебных процессов и годы психиатрических клиник. Но это будет потом. А пока «Триумф воли» принес мировую славу Гитлеру – до этого он был малоизвестен. И кто знает: если бы… Впрочем, как всегда приходится констатировать, что история не знает сослагательного наклонения. Посмотрев фильм, И.В. Сталин обратился к Гитлеру с просьбой отпустить фрау в СССР – снять фильм о И.В. Сталине. Чуть позже с такой же, но еще более настойчивой просьбой обратился Б. Муссолини. Рифеншталь иностранных диктаторов снимать категорически отказалась. А в Германии вскоре создала еще один шедевр – документальный фильм о берлинской Олимпиаде 1936 года «Олимпия».
Когда два года спустя фрау Лени плыла с «Олимпией» через Атлантику в США, в Германии произошла Хрустальная ночь. Прямо у трапа в порту от нее потребовали не только осудить Адольфа Гитлера, но отречься от всего, что с ним связано. Она ответила, что это было бы абсурдом. И на «Олимпию» набросились. Прежде всего творческая интеллигенция, эмигрировавшая из Германии. Самыми яростными обвинителями были Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк, с которым когда-то у Лени был бурный роман.
Ко времени встречи с Ремарком в постели у Лени Рифеншталь, как утверждали газетчики, побывало множество знаменитостей – чемпион по боксу Макс Шмелинг, кинопродюсер Эрнст Любич, летчик-ас времен первой мировой войны, национальный герой Эрнст Удет… Но в сравнении с Ремарком танцовщица, актриса Лени в начале 30-х сама была знаменитостью – писателя тогда еще мало кто знал. И, говорят, во многом благодаря ей он прославился на весь мир – его роман «На Западном фронте без перемен» был написан практически в ее спальне.
И вот – отторжение, обвинения, оскорбления, не только земляков, в основном еврейской национальности, убежавших от Гитлера, но всего Голливуда, а значит, всей Америки. Перед отелем, в котором она живет – беспрерывные антифашистские демонстрации. Ей никто не подает руки. «Олимпию» осуждают на профсоюзных собраниях (задолго до «Я Пастернака не читала, но осуждаю!..» в СССР), картина попадает в список запрещенных сперва в США, в других странах, после войны и в Германии – на многие десятилетия. У Бориса Пастернака, как и у Александра Солженицына была поддержка – их награждали Нобелевскими премиями, печатали и демонстрировали по всему миру. Лени Рифеншталь осталась одна – обрастающая, точно белоснежная океанская яхта моллюсками и водорослями, – слухами, версиями, легендами…
По сей день многим не дает покоя вопрос: что за отношения были у Железной фрау с вождями Третьего Рейха, в первую очередь с Адольфом Гитлером и доктором Геббельсом? Сама она на этот вопрос не ответила.
С Йозефом Геббельсом Лени встретилась в лифте отеля «Карлсдорф». Он сразу предложил ей роль метрессы, наложницы. Она назвала его сумасшедшим. Однако, даже познакомив Лени с Гитлером, Геббельс не успокоился, то и дело приставал к ней и как-то в ложе оперного театра полез к ней под юбку на глазах у собственной жены Магды. Рифеншталь исцарапала доктора, пожаловалась фюреру, и тот запретил Геббельсу приближаться к фройлян ближе, чем на десять метров.
С Гитлером отношения были непростыми. Его личный доктор Ханфштенгль уверял, что не он соблазнял ее, а она – его, фюрера. «Однажды, примерно в два часа ночи, – вспоминал доктор, – мы с фюрером заехали к фрау Рифеншталь на чашку кофе. И она, совершенно обнаженная, по собственной инициативе исполнила один из своих легендарных танцев, она трясла аккуратно подбритым лобком перед нашими носами!..»
Когда Лени Рифеншталь участвовала в съемках фильма «SOS, айсберг!», киностудия арендовала в Гамбурге судно, чтобы снять виды Балеарских островов. Съемочная группа собралась в порту, а актрисы все не было. Несколько дней никто не знал, где ее искать. Наконец продюсеру позвонили и сообщили, что в Гамбурге приземлился самолет фюрера: на нем прилетела фрау Рифеншталь. Она гостила на вилле Гитлера под Нюрнбергом. Вернулась оттуда Лени с огромным букетом роз. «Казалось, ее взор устремлен вдаль, в века, – вспоминал продюсер. – Она вся преобразилась и хотела, чтобы все знали, какие чудесные мгновенья она только что пережила».
Рифеншталь, безусловно, старалась нравиться Гитлеру. Она даже перестала пользоваться косметикой, так как фюрер не одобрял макияж, утверждая, что парижская губная помада делается из свиной мочи, а истинные арийки прекрасны и без грима. Но связь была не столь прочна, как надеялся Геббельс. «Раза два в неделю Гитлер приглашал меня на ужин, но всегда отправлял домой, ссылаясь на усталость, – признавалась Лени после войны. – Правда, он был заботлив… Просил беречь себя на съемках очередного фильма об альпинистах в Доломитовых Альпах. Ты нужна нации и миру, чтобы запечатлеть Асгард – обитель богов, который я возведу, говорил он».
Картина «Олимпия» стала торжеством идеи арийского супермена. Вопреки требованиям Геббельса и других фашистских бонз фюрер пошел навстречу Лени Рифеншталь и позволил оставить эпизоды, в которых великий чернокожий американский атлет (Лени уже тогда была неравнодушна к чернокожим атлетам) Джесси Овенс побеждает немецкого чемпиона. Кульминационным моментом картины все-таки явилась сцена, где Гитлер поздравляет немецкую копьеметательницу Тилли Флейшер, завоевавшую две золотые медали – это выставлялось безусловным доказательством нордического превосходства.
Лени Рифеншталь для Адольфа Гитлера была идеалом нордической красоты, «олицетворением нации». В определенном смысле и выставочным образцом: когда в 1938 году в Мюнхен с официальным визитом прибыл Муссолини, только фрау Лени удостоилась чести быть представленной Гитлером дуче. И она моментально вскружила горячую итальянскую голову. Ходили слухи, что он писал ей письма в стихах до самой своей казни, но ни одного письма не сохранилось. На фронте фрау Лени носила серый полевой мундир, как Гитлер. Солдаты с передовой на ее выступлениях едва не в буквальном смысле слова сходили с ума от восторга. Ее поклонниками были не только сам фюрер, рейхсминистр пропаганды Геббельс, но и Геринг, и шеф гестапо Мюллер, и адмирал Канарис… По свидетельству доктора Ханфштенгля Гитлер даже устраивал ей сцены ревности. Он подарил ей черный «Мерседес» (аналог современному шестисотому), специально для нее построил роскошную виллу с киностудией в саду. Во время войны по его приказу там было сооружено бомбоубежище, «чтобы не пострадали ее бессмертные произведения». Гитлер отправил ее снимать польскую кампанию. В первый же день она гениально, по мнению коллег, сняла карательную операцию в деревне Конски. И отказалась от работы, уехала в Испанию делать романтический фильм «Долина». Гитлер был взбешен, но простил свою возлюбленную.

Последнее обновление ( 02.01.2010 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков