В городок Лимерик |
03.11.2009 | |||||||||
Страница 2 из 7 Самым крупным очагом кельтской культуры в средние века была Ирландия – единственная страна на западе Европы, куда не ступала нога римского легионера. Когда в XI в. до н.э. кельты со своей первоначальной родины (в западных областях нынешней Германии) пришли в качестве завоевателей на Британские острова, они нашли страну заселенной первобытными племенами. Эти последние – питкты, атекотты, каледонцы и другие – вероятно, были родственны иберам, занимавшим некогда Пиренейский полуостров и значительную часть Галлии. Кельты в свою очередь сами подверглись их влиянию...» Каковы же они были – аборигены острова «святых и мудрецов»? Они были суровы, судя по ирландским сагам, но справедливы. И прекрасны. Если племя занимало обширную территорию, ее глава (администрации) именовался королем или «подкоролем», т.е. князем, а само племя «народом». В Эрине – Ирландии было 184 «народа». «Все ирландцы – дети королей!» – гласит древняя пословица. Власть королей над «подкоролями» и подданными покоилась на институте заложников. Без оных не обходился ни один договор. Существовала и сложнейшая правовая система, которая блюлась особой коллегией судей. Обширный сборник гражданского права, дошедший до нас, был составлен еще в 438 году. Кровная месть, до тех пор процветавшая на «изумрудном острове», была заменена пеней – выкупом. Единицей цены в эпоху натурального хозяйства являлась рабыня или ее эквивалент – три коровы. Грабежи были делом обыденным. Во многих сагах прославлены «угоны коров» (или быков). Ирландские пираты отличались неимоверной жестокостью и отвагой и постоянно грабили берега Англии и Шотландии, вывозили рабынь и рабов; одним из британских пленников-рабов и был святой Патрик, тогда еще юноша-пастух. В результате таких набегов Шотландия была колонизирована ирландцами – предками нынешних горных шотландцев. Сражались и ирландки. (Кстати, это вообще в их духе – легендарную Грэйс О’Молли, женщину-капитана пиратской флотилии, называли «королевой ирландских морей», имея в виду моря, омывающие Европу со всех сторон.) Лишь в 697 году был принят закон, освобождавший женщин от воинской повинности. Вместе с воинами в сражениях участвовали тысячи боевых псов, которые грызли врагов и пощады на знали. Был обычай отрезать головы убитых противников и черепа хранить дома в качестве трофеев. Герой саг Кет, сын Матаха, не мог уснуть иначе, как подложив под колено голову убитого им в тот день врага. Отрезали и хранили языки. Подстать нравам была внешность древних ирландцев. Вот как описывают главного и любимого героя уладского цикла ирландских саг Кухулина. Семь зрачков было в королевских глазах его, четыре – в одном глазу, три – в другом. По семь пальцев на каждой руке, по семь на каждой ноге. Многими дарами обладал: мудрости, подвигов, в разные игры на доске, счета, пророчества. Три недостатка: был он слишком молод, смел, прекрасен. Отцом его был Луг, бог света, искусств и ремесел. В шесть лет на Кухулина напал боевой пес, с которым не мог справиться даже отряд воинов, – но мальчик метнул камень в его пасть, и пес пал на месте. В семь лет он стал побеждать сильнейших бойцов Ирландии. Когда стал юношей, все женщины и девушки влюбились в него за подвиги и красоту, ибо не только от многочисленных зрачков, но от всего лица «исходит такой блеск, что взору невозможно его выдержать (порой, правда, Кухулин почему-то изображался маленьким невзрачным лысым человечком). Он побывал в Шотландии, где слюбился с богатыршей Айфе, родившей ему сына, которого Кухулин, правда, убил, не признав. 17-летним юношей Кухулин совершил свой величайший подвиг, обороняя один свою родину против огромного войска. И геройски погиб, потому что злые волшебницы-старухи накормили его перед боем собачьим мясом, приправленным ядом и наговором, и заколдовал его копье враг-заклинатель. Кухулин, отправляясь на битву, знал, что не вернется. Трижды пятьдесят прекрасных женщин королевского рода с рыданиями умоляли его не покидать их. Но Кухулин сказал: «Воину подобает защищать слабых!» Подобно грому небесному обрушился он на врагов, носился на колеснице под развевающимся зеленым знаменем по вражескому войску... И сколько есть в мире песчинок, в небе звезд, у мая – капелек росы, у зимы – хлопьев снега, в бурю – градин, в лесу – листьев, на равнине – колосьев золотой ржи и под копытами ирландских коней – травинок в летний день, столько же половин черепов, половин рук, половин ног и всяких красных костей покрыло всю широкую равнину...» И смерть принял он стоя. ...Крайности сходятся. Связующим Россию с Ирландией звеном в том числе были и викинги. Они прошли по русским рекам до Черного моря и в истории Государства Российского сыграли гораздо более важную роль, чем прочие гости и завоеватели; они пришли в Ирландию, основали город Лимерик и город Дублин, в сердце которого археологи недавно обнаружили древнее поселение викингов Фишамбл с улицами, домами и мастерскими: после многочисленных сражений викинги интегрировались в ирландское общество до такой степени, что ученые говорят о новой общности, ирландо-нордической. И Россия, и Ирландия без мук и противостояния принимают христианство, обе прибавляют к своему имени один эпитет, называя себя Святая Русь и Святой Остров. Золотой век святости и просвещения обрывается нашествиями иноземцев: татарское иго в России, норманнское в Ирландии открывают эру бедствий, страданий, мук. Эпохи Возрождения не было. О России и говорить не приходится, а «в Ирландии средние века еще не прошли», – утверждал в конце XIX века исследователь Владимир Печерин, проживший на острове более 20 лет. Главными чертами ирландского характера он считал «легкомыслие, любовь к приключениям и бродяжнической жизни и отсутствие всякого чувства долга, т.е. нравственного чувства вообще (sens moral). Ирландский историк Э.О’Доннелл, изучавший биографии ирландцев на русской службе, усматривает в душе ирландской и русской такие сходства: «Оба народа – мечтатели и идеалисты, оба верят в бесов и привидения, оба до крайности религиозны... оба также питают исконную нелюбовь к торговле и состоят из прирожденных воинов». А известный современный режиссер, писатель М.Маклиаммойр считает своих соотечественников «людьми неизменно консервативными, глубоко циничными и непостижимо терпимыми – как русские». |
|||||||||
Последнее обновление ( 16.11.2009 ) |
< Пред. | След. > |
---|