Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Написать Венецию Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
03.11.2009
Оглавление
Написать Венецию
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Зевнув, пообещав передать от меня привет Владу Листьеву, Костя Эрнст с группой отплыл снимать кладбище. Александр – на переговоры. А мы вновь смешались с карнавальным людом на площади, с которой Ф.М.Достоевский – по его воспоминаниям – «четыре дня не сходил». Дождь стих. В косых солнечных лучах засияла мозаика на фасаде собора Сан-Марко, изображающая перенесение мощей святого в собор. Колокольня, на которой в 1609 году Галилей показывал герцогу – дожу – свой телескоп, вонзилась в межоблачную голубизну.
Появились ряженые инвалиды на колясках. Монахи. Зашагали по площади Арлекины на ходулях – они что-то кричали в мегафоны, осыпали всех вокруг конфетти и лентами, а не ряженых, то есть не разукрашенных и без карнавальных костюмов, норовили побольней хлопнуть сверху по макушке, особенно по лысой, ряженые хохотали и хлопали в ладони.
Внимание привлекла группа фотомоделей и манекенщиц. На высоченных шпильках, в мини-юбках, в чулках с резинками, с пышными прическами, накладными ресницами, алыми и лиловыми губами и длиннющими ногтями, они вышагивали по площади Сан-Марко, точно по подиуму. Их фотографировали и снимали на видео. Они привычно позировали, выставляя формы, улыбаясь, взявшись за руки, а затем принялись целоваться друг с другом. «Мерзость!– воскликнул в толпе кто-то из наших. – Не карнавал, а всемирный парад голубых!» Присмотревшись, мы поняли, что это действительно мужики.
Начались пляски, хороводы… Передохнуть и купить зажигалку (в танце потеряли) мы зашли, не сняв масок, в лавку шагах в пятидесяти от площади. Опять шел дождь, одежды наши можно было выжимать. Лавочница почему-то сразу встретила настороженно. Сперва на английском, потом на испанском я попросил зажигалку, но женщина не поняла (или сделала вид). Чумичев изобразил искомый предмет пальцами, но вышло у него что-то не совсем приличное. Лавочница напряглась. Уточнила, болгары мы или поляки?
«Славяне, мать! – подтвердил догадку Чумичев. – Да какая разница – нам простая зажигалка нужна! Сойдет и разовая! Думаешь, денег у нас нет? Есть у нас деньги, мамаша. Можем в нагрузку к зажигалке и лавку твою взять. Ты сколько за нее хочешь? – с этими словами Чумичев извлек из внутреннего кармана куртки перетянутую зеленой резинкой «котлету» – пачку тысяч в двадцать долларов (через таможню провезенную в этом же кармане, без декларации, естественно). Лавочница посмотрела на «котлету» так, будто решила, что демонстрируют для наглядности ей купюры как пример того, что она должна отдать. – Чего молчишь? Покупаю я твою лавку! – разошелся Чумичев, оправдывая свою фамилию. – Заверни в бумажку! А то, понимаешь, зажигалку отпустить товарищам не может!..» – возмущался он голосом Бориса Ельцина
Звякнул колокольчик над дверью – в лавочку ввалилась толпа карабинеров. Часа два в близлежащем участке, куда нас доставили на гондоле(!), мы объясняли, что являемся журналистами и грабить лавку не собирались, просто приценивались, а что, это запрещено, разве Венеция – не город с рыночной экономикой, нельзя купить ларек, вот у нас в Москве, например, запросто…

***
...Никто не знает даты рождения карнавала. Но можно сказать наверное, что истоки его в древнем Риме. В последнем месяце года по римскому календарю в память о славном правлении бога сева и землепашества Сатурна справлялся праздник – Сатурналий. Бог этот, по народному поверью, был италийским государем, милосердным и справедливым. Он сумел сплотить племена горцев, научил их обрабатывать землю, установил законы, благодаря которым были прекращены извечные распри. Золотым веком назвали правление Сатурна: земля приносила обильные плоды, мир не нарушался войнами, дух наживы не был знаком землепашцам, владели всем сообща. Сатурн ушел в мир иной. И люди хранили память о нем, называли его именем холмы и возвышенности Италии, воздвигали в его честь святилища.
Сатурналий – античный карнавал – бушевал неделю. И за эти семь дней и семь ночей выплескивалось все, скопленное за год; как бы совершалась кратковременная, но полнокровная социалистическая революция. Упразднялись различия между господами и рабами. Рабы получали право сидеть с господами за одним столом, напиваться, сквернословить. Всякий дом превращался в микро-государство, где высшие государственные посты занимали рабы. С помощью жребия избирался лжецарь, и для сходства с Сатурном его обряжали в царские одежды. Хозяева были обязаны прислуживать ему и выполнять любые желания, прихоти, пусть даже оскорбительные, низменные и постыдные. И при этом веселиться – за угрюмый вид или невыполнение приказа раб мог наказать господина или госпожу плетью. Но не только господа и рабы – дети и старики, мужчины и женщины, – все менялись ролями и всем было позволено все.
Сохранилась рукопись, в которой рассказывается о том, как справляли Сатурналий римские солдаты на Дунае. За месяц до начала праздника они выбирали самого красивого юношу, наряжали его в Сатурна и пьяные разгуливали с ним по городу. Он имел право есть и пить что захочет, мог оскорбить или ударить любого, возжелать и тут же удовлетворить желание, будь то невинная девушка, замужняя дама или мужчина. В канун праздника ему перерезали горло.
В 303 году нашей эры жребий пал на солдата-христианина Дазия. Дазий отказался играть роль языческого бога и последние дни жизни запятнать распут¬ством. В разгар Сатурналия, сказано в житие христианского мученика, когда вино лилось рекой, улицы и площади были полны народу, не смолкали шутки и смех, Дазий был обезглавлен солдатом Иоанном на алтаре Сатурна.

***

...Хоть и утверждают историки, что «Венеция» – от названия древнего племени венетов, но очевидно – племена ни при чем, город назван именем богини красоты и любви. «Самый веселый город мира». Город, где «ничто не считалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным».
Но почему же древний Сатурналий пророс именно в Венеции, обратившись в карнавал?
На площади Сан-Марко мы приметили еще одну явно выраженную – и натуральную на этот раз – модель. Прогуливалась она с неказистым молодым человеком в куртке и джинсах. «Это Карла Бруни! – узнал ее фотограф Тягны-Рядно. – Топ-модель». Подошли, познакомились – запросто, как все на карнавале. Спутника ее зовут Арно, он адвокат, писатель, – он уговорил Карлу бросить повседневные заботы и отправиться на карнавал, – «Вы из России? Прекрасно! – потому что Венеция напитывает, заражает любовью, как Чернобыль – радиацией». Живут они в самом дорогом отеле – «Даниэль эксельсиор», в котором некогда останавливались Жорж Санд и Альфред де Мюссе, спят на той же постели. «Каждую ночь постель звучно напоминает нам о той давней яростной любви», – улыбнулся Арно, заглядывая снизу в огромные, цвета венецианской лагуны глаза своей роскошной подруги. «Венеция – сама любовь», – выдала афоризм топ-модель. Обнявшись, они пошли дальше по площади. Арно был Карле по плечо. Любовь. В Венеции.
Тысячи книг написаны о любви в городе мостов и каналов. Сняты десятки кинофильмов. Почему же именно Венеция ассоциируется с самым прекрасным и самым сложным человеческим чувством, притом во всех его проявлениях?


Последнее обновление ( 16.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков