Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Армения. Воспоминания о будущем Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
03.11.2009
Оглавление
Армения. Воспоминания о будущем
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

 - А ты говоришь, метромост через вашу Москву-реку, который и четверти века не вынес,  то и дело ремонтируют, - говорит сверху Геворг, будто услышав меня. – Этот камурдж, в смысле мост в тринадцатом веке создан. Никакого тебе цемента. Ты только представь, сколько караванов через него прошло на Восток – в Персию, Индию, Китай… И оттуда. Но и сейчас работает мост. И гружёные КАМАЗы выдерживает, и бронетехнику...
 - Бронетехнику? – недоверчиво переспрашиваю я.
 - Недавно на учения в Азербайджан танковая колонна прошла. Раньше произведениями искусства мосты были, вот в чём дело. Когда мы жили в горах… Ну, поехали дальше?
 - Обожди, Геворг-джан, - прошу, поднявшись на мост. – Постоим немного. Расскажи что-нибудь.
 - Что могу рассказать? Таких раньше много было мостов. Церкви, крепости, караван-сараи, мосты во время передышек между войнами строили, всю душу вкладывая… А ты знаешь, что мои далёкие предки жили на Арарате?
 - А звали твоего прапрапрапрапрадедушку случайно не Ной?..
   Мой друг по образованию и по работе отношения к истории не имеет. Скорее к будущему. Но он армянин. И поэтому часами, днями и ночами напролёт может рассказывать о Великой Армении, простиравшейся от Каспийского моря до Чёрного и Средиземного, о Тигране Великом, о создании армянской письменности, о геноциде…
 - Этот храм построили в первом веке, - говорил он мне несколько дней назад в Гарни, сделав вид, что почти не обиделся, когда узнал, что я, бывавший в Армении (не по своей – служа два года в армии в Ленинакане – и по своей воле, в командировке), не видел Гарни и Гехарда, а даже наоборот: «Ты счастливый, - сказал он. – Тебе это ещё предстоит». – Построен Гарни в честь бога солнца Митры. Похож на Парфенон, правда? Единственный в СССР языческий храм!
 - Ну уж и единственный, - усомнился я. – Единственный храм, минеральная вода на втором месте в мире, как говорил герой Фрунзика Мкртчяна в бессмертном кинофильме «Мимино»…
 - Единственный, - строго настоятельно повторил Геворг. – Армения первая в мире приняла христианство. У меня тут знакомые из Москвы спрашивали, а отрицательные черты у армян есть? Наверняка и ты рано или поздно спросишь, а? Или я ошибаюсь?
 - В принципе, интересно. С точки зрения стопроцентного армянина.
 - Я тебе вот что скажу: нет армян половинчатых, среднеарифметических, усреднённых. Пятьдесят на пятьдесят.
 - То есть?
 - Или очень хороший. Или полное говно.
 - Что я слышу?! Ну, первые – понятно, святые, практически. А что во вторых тебя не устраивает?
 - Армянин не удосужится тебя отблагодарить, сделать в ответ доброе дело, если уверен, что больше ты ему полезен не будешь. Армянин горд и заносчив. Армянин чудовищно завистлив, особенно по отношению к другому армянину.
 - Откровенно… Так говоришь, Армения первой в мире приняла христианство? – усомнился я ещё более.
 - Как государственную религию, - уточнил Геворг. - В 301 году. Войска Трдата III утверждали христианство огнём и мечом. Разрушали языческие храмы, мраморные статуи богов, сжигали книги… То же самое было, что и у вас на Руси семь веков спустя. Да, мы на целых семь веков более христиане, чем вы. И этим многое объясняется.
 - Что – многое?
 - История наша. Ненависть к нам. Но мы говорим о Гарни. Гарнийский храм уцелел благодаря сестре Трдата III – Хосровадухт. Она умоляла пощадить храм, царь нежно любил сестру и в порядке великого исключения послушал её, и лишь языческое божество снёс. Назвали храм «домом прохлады Хосровадухт».
   Рассказывал Геворг о сестре Трдата, как рассказывал бы о сестре своего отца – своей родной, притом любимой, необыкновенно привлекательной, смущавшей его в детстве своей красотой тёте. И вообще казалось порой, когда слушал Геворга, что это всё его родственники – Лео, Давид Сасунский, Абовян, Туманян, Сарьян и даже французский певец – «креатура» Эдит Пиаф – Шарль Азнавур, армянин по национальности… А может, они и в самом деле его родственники?
   Мы стоим на мосту, под нами шумит, как и тысячу, и две тысячи лет назад, ещё до принятия христианства, шумела, Арпа. Закат окрашивает горы розовым, голубым, сталисто-серым, тёмно-фиолетовым, мы знаем, что нас ждут в Ехегнадзоре, но стоим, потому что нелегко покинуть мост, по которому проезжали, проходили с одного берега на другой современники Григора Татеваци, Андрея Рублёва, Ивана Грозного, Саят-Новы, а скорей всего и сам Саят-Нова, «царь песнопений», «владыка музыки»…
   Мы делаем по глотку чачи и Геворг начинает петь. Сперва осторожно, как бы подстраиваясь под шум реки и окрестную тишину, попадая в тон, но всё громче, сильней, и я понимаю всё, значение отдельных слов в этот момент роли не играет, я почти подпеваю вторым голосом по-армянски.
                                              Армянское горе – безбрежное море…
   Протяжная, печальная, как всё в Армении, глубокая песня, которую поёт мой друг, стоя на мосту, семь веков уже связующем народы, напоминает о многом. Вохбергутюн, трагедию напоминает. Ту страшную книгу, которую пересказывала мне душной ереванской ночью утешительница армянских мужчин  Мария с библейским отчеством Иакимовна.
 …Жители деревень перебиты… Значительное число людей вместе со священниками силой обращено в магометанство; церкви превращены в мечети… Настоятели монастырей умерли в ужасных пытках, а монастыри ограблены…
                                              Армянское горе – безбрежное море,
                                              Пучина огромная вод;
                                              На этом огромном и чёрном просторе
                                              Душа моя скорбно плывёт.
                                             
                                              Встаёт на дыбы иногда разъярённо
                                              И ищет, где брег голубой:
                                              Спускается вглубь, иногда утомлённо
                                              В бездонный, глубокий покой.

                                              Но дна не достигнет она в этом море,
                                              И брега вовек не найдёт.
                                              В армянских страданьях – на чёрном просторе
                                              Душа моя скорбью живёт.
 …Пытки бывают то грубые, то искусно утончённые… Порой это жуткие мерзости, оргии садистов. У армянина отрезают конечности, затем его заставляют жевать куски собственной плоти. Удушают женщин, набивая им в рот плоть их же детей. Другим вспарывают живот и в зияющую рану проталкивают четвертованное тельце ребёнка, которого те недавно несли на руках…
 - Каково общее число погибших армян? – спрашиваю я.
 - В годы господства султана Абдул-Гамида погибло около трёхсот тысяч, в период правления младотурок – полтора миллиона человек, - отвечает Геворг. - Если в 1870-х годах в Западной Армении и вообще по всей Турецкой империи проживало более трёх миллионов армян, то в 1918-м году – менее 200 тысяч. Это тебе о чём-нибудь говорит?..
                                                                  3.
   На ночлег остановились в Ехегнадзоре, над которым совсем уж нереально огромные звёзды.
   Выйдя после обильного ужина прогуляться, я вновь подумал о странной  учительнице словесности, с которой познакомился в Ереване. «…Но а всё-таки - какими судьбами?» - заинтригованно пытал я. «Давай лучше выпьем! – педагогично ускользала от ответа педагог. – Что может быть лучше настоящего армянского коньяка? Давай за вас, за мужчин!» - «А всё-таки?» - не унимался я. «Да трахаться приезжаем в отпуск, неужели непонятно?! – вдруг выпалила Мария. – Наши импотенты все – и латыши, и эстонцы, да и русские там. Почти весь Советский Союз стал импотентом – помяни моё слово, Россию скоро опять будут иметь, притом кому не лень и не просто, а всё больше в извращённой форме… Так что мы, - добавила учительница, обмахиваясь самодельным веером и расстёгивая кофточку, - следуем, как модно у нас говорить, в самом что ни на есть main stream’е. С кавказскими мужчинами, особенно с армянскими, женщиной себя чувствуешь: не только о себе думают.


Последнее обновление ( 14.12.2009 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков