Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Воздвижение. Повесть Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
15.12.2009
Оглавление
Воздвижение. Повесть
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25

В Москве в Росреставрации он случайно увидел черно-белые любительские снимки раскатанной по бревнышку и почти уже восстановленной Спасской церкви и узнал, что это работа Дмитрия Нечаева. «Он наплевал на все не только наши, но и на рекомендации академика Охлопникова, ему твердят, нельзя раскатывать, он согласился, но приехал и раскатал, проект реставрации зарубили, а он говорит, что проекты значения не имеют, в старину, мол, плотники думали с топором и строили порой неправильно, руководствуясь врожденным чутьем и навыком, по собственному разумению, рубили храмы не по чертежам, а как мера и красота скажут», – Андрей узнал, что это работа Дмитрия, с которым учился пять лет, с которым копал и закапывал, чтобы лишний раз не нагибаться, картошку на колхозном поле, играл по ночам в преферанс, с которым ходил к девчонкам в общежитие, пил пиво в «Яме» на Пушкинской и на Сретенке, спорил о средовом подходе, доминантах, золотом сечении; вспомнилось прошлое лето в Москве – пыльные автобусы туристов, нескончаемые очереди за водкой и колбасой, лужи в тополином пуху, лето, не отличавшееся от прошлых, но когда в одночасье, казалось, а на самом деле исподволь все то, что имело весомый рельефный смысл и служило гарантом для будущего, сделалось бессмысленным и бесполезным; вспомнилось, как добирался он сюда, с сумкой через плечо выйдя из дома ночью, в дождь, – трое суток сидел в аэропортах из-за осеннего тумана, потом на попутном грузовике, на подводе и восемнадцать километров пешком по разбитому проселку, по хляби – проклиная все; и как захолонуло внутри, застыло сердце, когда сквозь мглистый рассвет увидал он церковь на пригорке, окруженную мокрыми драночными крышами изб, амбаров и оголившимися деревьями, и как шептал он, отлепив язык от пересохшего неба, не веря, отказываясь верить: «Митька? Нет, нет, быть не может, нет, неправда...»
Подвывали робко друг дружке и разом вдруг, будто услышав что-то сверху, замолкали дворняги. В воздухе по-весеннему пахло водянистым снегом. «К Ядвиге? – подумал Андрей. – Да ну ее. Завтра ведь ровно в семь придет, ни на минуту не опоздает». Светились голубым окна избы-пятистенки – плотники смотрели программу «Время».

3

– Чай готов, – послышался унылый голос Кузьмича. – Свет зажечь?
– Я тебе зажгу, тля, – просипел сквозь сон Царь, поворачиваясь к стене, но резко сбросил одеяло и сел. – Подъем! – рявкнул.
В полумраке, в запахах портянок, кислой капусты, размокших окурков, золы заскрипели пружины кроватей, зашуршала одежда, загремели пересохшие за ночь у печки кирзовые сапоги, послышались смачные протяжные зеванья.
Андрей вышел на улицу пробежаться и обтереться снегом, остальные, кое-как умывшись по очереди из рукомойника, сели пить чай.
– Ну и как гастроль? – осведомился Учитель.
– Гастроль как гастроль. – Царь подлил в чашку кипятку из самовара.
– Не узнаю, Царь.
– Все меняется, говорили в старину. И течет все.
– Может, на философа пойдешь, когда подчистую откинешься?
– А ты опять в хипы подашься? Или в эти... Кто там теперь? Металлисты, панки, рокеры – козлы, тля, рога бы им всем поотшибать. Кузьмич, а, Кузьмич. – Олег Кузьмин поднял мутные глаза, прижимая пальцем к переносице сломанную дужку очков. – А дыра твоя загорает где-нибудь на Галапагосских, а? Гляжу на тебя, в натуре, еще в зоне приглядывался и мыслил: ведь это ж надо быть кем-то, мужиком надо быть, чтоб отца, батю собственного, родного папика взять и замочить. А с мастью ты – ко-зел, – слово это Царь произнес не грубо, не ругательски – раздумчиво, с ноткой сочувствия в голосе. – Скунс уругвайский.
– Я не убивал, – буркнул Кузьмич. Царь расхохотался.
– Зимой не пашут – не убивал. Чего уж теперь несознанку давить. А кто мочканул? Он? – кивнул Царь на Учителя. – Или я? Я когда узнал, на твое место себя как бы определил. И решил, что с таким же успехом пахана мог замочить. Хоть и не помню его. Пацаненком был, когда ихний траулер перевернулся и потоп. А вот мать...
– Мать-то здесь в какой детерминации? – перебил Учитель, но Царь вздернулся, едва не заткнул ему рот своей пятерней, корявой, раздавленной тисками в первый еще срок.
– Глохни, тундра! Только вякни что про маму!
– Кому ч-чаю? – заикнулся Кузьмич.
– Пшел ты со своим чаем, шестера долбаная. – Царь повалился на кровать и, закинув руки за голову, уставился в потолок.
Вошел Андрей с раздувшимся, мокрым, пышущим силой торсом, стал тереться своим махровым полотенцем-простыней. За ним вошел Дмитрий.
– Утро доброе, как почивалось? – Дмитрий по обыкновению был выбрит, тщательно, волосок к волоску, причесан, свеж, будто вовсе не спал, да ему это и не требовалось. Пахло от него французской туалетной водой. – Запашок у вас, мужики. Проветрили бы. Толя, что случилось? С Федотычем не хочешь поковать решетки? Олег с Гришей прируб будут доводить. А мы с Андреем – в лес.
– Дерево на крест искать? – осведомился Учитель.
– С молитвою, как говорили старики. – Дмитрий подмигнул всем сразу, Кузьмич в ответ вяло улыбнулся. – Писем мне не было?

4

– От кого ты писем ждешь? – полюбопытствовал Андрей.
Шли по развороченной тракторами безлюдной улице – мимо «Товаров повседневного спроса» с сиротливо мерцающей круглые сутки лампочкой на углу, сигнализацией на окнах и гигантским ржавым замком на двери, мимо массивных черных изб, амбаров, крытых колодцев, покосившихся, утопших в снегу изгородей, мимо клуба с давно выцветшим обветшалым плакатом «Все на выборы!»
– От двоюродного дедушки, – ответил Дмитрий. – С атолла Зеленое гуано. Есть в Тихом океане такой небольшой атолл.
– А что твой дедушка делает в Тихом океане?
– Долгая история. В Канаде жил. В Бразилии. В Австралии. Во время войны на Зеленое гуано перебрался – у него там ферма и одна из крупнейших в мире фабрик по переработке гуано. Он миллионер. Но теперь уж совсем плох.


 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков