Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Солнечный остров Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.12.2009
Оглавление
Солнечный остров
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

Белоголовый мальчик слушает церковный хор, слушает ее, Дашин голос, и кажется ему, будто видит все, что будет с ним через год, через десять лет, через полвека, когда он вернется, проехав через всю Россию, от Колымы, где проведет без малого два десятка лет, в Москву и выйдет на Садовое кольцо: моросит дождик – московский теплый дождик, стучат каблучки, блестят крыши, зонты и виноград в авоське у женщины, и асфальт с прилипшими листьями, и окна, и скамейки, и газоны, и обрывки газет, папиросные пачки, крышки от бутылок в прозрачных теплых лужах, раскрывающихся веером из-под колес машин и троллейбусов, и по-московски скрипит коляска в гулкой подворотне, и продают астры у метро, и улыбается вымокший до нитки молодой регулировщик, объясняя кудрявой девушке в темном от дождя плаще, как пройти куда-то, и спит за пыльным, покрытым копотью стеклом на подоконнике полуподвала большая трехцветная кошка, и жмутся к стенам сизари, и дождь, дождик, дождичек то припускает, и ничего за ним не видно, лишь кипящие, бурлящие вокруг лужи, то затихает, и просачиваются крохи солнца, и потом вдруг замирает все – и возносится, раскидывает крылья надо всей Москвой, от Басманной до Воробьевых гор, надо всем белым светом радуга, такая, какую никогда он не видел, даже в детстве. И вот он неподвижно стоит на Красной площади перед мавзолеем, на котором написано «Ленин – Сталин», рядом, закрыв лицо руками, плачет женщина, и ему хочется плакать, но он не плачет, потому что разучился.
В тот же день он приехал в родной городок. Никого знакомых не встретил. Пришел сюда, на поляну, и вспомнил, как играли с мальчишками в лапту, вспомнил то, что было с ним всюду, всегда, что спрятал он очень давно, когда умирал от брюшного тифа, спрятал от смерти, потому что знал, не умом, но сердцем знал – лишь человек смертен, хотя выдержать может многое, все может выдержать. Но он смертен. А главное, что уносит человек с собой, когда уходит навсегда – не умирает. Не умрет и то, ради чего прожита им жизнь, он верил и верит. Но человеку, обыкновенному человеку, радость, боль, любовь которого умещаются между двумя датами на камне или на железе, безраздельно принадлежит лишь то, чего не было и не могло быть до его появления на свет и не повторится, чего никто отнять не может и что сравнимо лишь с самим сотворением мира, – он поцеловал ее, Дашу, и он сказал ей: «Я тебя люблю».
«Так это били ви!»
Да полно, он ли это был, который подтвердил, который подписал, который… Он? Ведь никто не принуждал его, он это понял спустя годы, когда допрашивали в подвалах, «применяя запрещенные методы», когда самого обвинили в том же, в чем обвиняли друзей, – в «подготовке ряда покушений на ответственных работников и вооруженного восстания с целью переворота и реставрации капитализма». Никто не принуждал, но он должен был. Был должен. Кому? Зачем? Ради чего? «Долг»… Пожалуй, человек не изобрел ничего выше и страшнее этого понятия. Вот о чем теперь думает старик.
Отца Никодима пытали ночь и день. Били лицом об угол, выкололи глаз, отрезали ухо, вырвали бороду, в шутку выжгли раскаленной кочергой пятиконечную звезду на груди… Но он им так и не сказал, где зарыты иконы и прочие драгоценности. Вечером Никодима застрелил мужчина по имени Пархом, а второй, Николай, на всякий случай выстрелил трупу в голову. Третий, Антон, разрешил закопать, но не на кладбище, а за холмом у свалки, где закапывали дохлых кошек и собак. А потом приехали женщина и двое мужчин, и дали на сборы полчаса, ничего почти взять с собой не позволили, даже последнюю икону, лишь из одежды кое-что, и покатила подвода на север… Преследует всю жизнь, не прощает его стук, скрип колес; он видит, как тужится их пегая жилистая кобылка, трясется, но не может вытянуть подводу на большак, подходят мужики, и вот уже катят колеса по ухабам, полным воды, под копытами чавкает глина, все смотрят из окон, спускается подвода с одного холма и еле-еле втаскивает ее кобылка на другой. Даша в белой косынке и младший братишка-последыш в полушубке, в сапогах не по размеру, идут сзади, мальчуган упирается, помогая лошади, ноги скользят, он падает, встает, и вот уже маленькой кажется подвода, и исчезает, покрывается холодной серой кисеей дождя.

…И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Сотни, тысячи женщин наяву и во сне он принимал за нее – тысячи женских голосов казались ее голосом, тысячи женских лиц – ее лицом, которое он беспощадно забыл.
Подойдя к дому, старик садится на скамейку у забора, смотрит в черную пустоту, туда, где стояла церковь Богородицы. Чудится ему, что он видит храм, белый, с золотым куполом, и слышит вечерний колокольный звон.
Ее взрывали, а она стояла, взрывали снова и снова, а она, поставленная шесть веков назад, стояла каким-то чудом, вся в выбоинах, трещинах, проломах, почерневшая, и в черном смрадном дыму все летел, летел куда-то и словно кричал от неземной боли покосившийся крест.
Старик сидит, собирая силы, чтобы встать, войти в дом и пить горячий чай с пряниками, у него еще остались пряники. Но леденеет левая лопатка. Старик нащупывает в кармане валидол. Не сразу удается вытряхнуть таблетку. Кладет ее под язык. Прохладный сладковатый этот вкус был связан лишь с тревогой, не страхом, нет, бояться смерти он отвык давно, тревогой, которая порой подносила к самому краю бездны. Но сейчас что-то другое – незнакомое или забытое – движется навстречу. Далекое, может быть, самое давнее – кажется, что и раньше, всю жизнь оно было где-то рядом, совсем близко.
Он не знает вкуса цветущего клевера, но вкус валидола, последний, может быть, в жизни вкус, вызывает в памяти первый – клевера. Он, старик, еще мальчик, посреди поля в тени стога сена. Жаркий летний день. Отец курит, мальчик смотрит на голубоватый дымок папиросы, на гусеницу, на бабочек. В небе ни облачка. Но все темнеет. Сверкает молния, грохочет гром. Мальчик плачет, не понимая, что произошло, – только что всюду было солнце, а теперь чернота, грохот, одна из молний попадает в березу на краю поля, и береза рушится. Горит лес, горит трава. Мальчик хочет бежать, но некуда, всюду уже огонь и он плачет: «Мне страшно, папа! Я боюсь, папа!..» «Сынок, милый, что с тобой? –  слышится издалека отцовский голос, мальчик просыпается и, прижавшись к отцу, понимает, что все приснилось, ни грозы, ни пожара, светит по-прежнему солнце, носятся в поднебесье стрижи, пахнет клевером и вкус клевера во рту, потому что жевал его до того, как уснуть. – Приснилось что-то, сыночек?» – спрашивает отец.
Сердце отпускает. Старик медленно, осторожно поднимается. Просовывает руку между досками, чтобы повернуть прибитую с внутренней стороны щеколду, но щеколда повернута, калитка не заперта.
В окне горит свет. Старик замирает на тропинке, не решаясь подняться на крыльцо. Постояв минут пять, он обходит дом, стараясь, чтобы шаги его не были слышны, на ощупь пробирается в сарай и берет с полки топор. А может быть, верней к соседу – и дождаться милиции? К черту!


 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков