Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Без декораций и без грима Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.12.2009
Оглавление
Без декораций и без грима
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

Люда стала рассказывать, зачитывая время от времени куски из пьесы, как князя Голицына, принявшего католичество и обвенчавшегося с молоденькой неаполитанкой, вызвали в Россию и императрица Анна Иоанновна превратила его себе и своему фавориту герцогу курляндскому Бирону на потеху в придворного шута, как до этого сделала шутами Волконского, Апраксина и прочих отпрысков древнейших русских фамилий, и решила обвенчать униженного, забитого, заплеванного князя со своей любимой шутихой, полусумасшедшей камчадалкой Бужениновой, а свадьбу, для которой под палкой кабинет-министра Волынского сочинил вирши поэт Тредиаковский, сыграть в специально построенном для этого посреди Петербурга ледяном дворце. «О, бениссимо! Формидабеле!» – восхищались итальянцы, больше всего обрадовавшиеся тому, что будет и молоденькая неаполитанка, которую сыграет, естественно, Орнела Мутти. Они сели в первом ряду, чтобы лучше было видно, но Людочка попросила пересесть подальше, ибо некоторые элементы еще не совсем отрепетированы и не исключены неожиданности. «Начали», – тихо дал команду Павлюк и по-дирижерски мягко махнул рукой вниз и в сторону.
Императрица велела подать квасу, и слуги тотчас внесли на подносах кружки с квасами – хлебным с изюмом и хренком, вишневым, яблочным, клюквенным. Подавал освежающее питье гостям Голицын. Анна Иоанновна, сделав несколько глотков, сморщилась, плюнула и выплеснула из кружки остаток в лицо Голицыну. Державный жест сочли должным повторить все придворные, а Голицын, зная уже, что остаток кваса непременно угодит ему в глаза, подносил кружку и потом не пытался ни увернуться, ни прикрыться рукой, он лишь что-то бормотал задумчиво, словно стараясь осознать, отчего так все переменилось в жизни, куда девались те, с кем ему было хорошо, и откуда пришло столько ненависти. Ответ ускользал, и, размазывая по лицу квас, князь Голицын – Квасник, как его прозвали, сердился на себя за недогадливость. Потом Апраксин, Балакирев, Педрилло, другие шуты сдернули с Голицына парик, поставили его на колени перед императрицей и стали оплевывать, со всех сторон щелкать по лысине и давать пинки – под всеобщий гомерический хохот.

Анна Иоанновна. Сколько цыплят он с утра высидел?
Апраксин. Ни одного, матушка.
Анна Иоанновна. Квасник! Тебе, баглай вонючий, что было велено?!
Голицын (растерянно моргая и мотая головой). Мне... но... наседка квохчет и хлопает крыльями, когда сносит яйцо, а я... я ведь, матушка, как бы в некотором смысле и ничего не сношу...
Анна Иоанновна. Квасник, дурак, что ты говоришь? Вон!!
Буженинова (высунувшись, сверкая сахарными зубами). Собака лает, лягушка кричит, ямщиком свищет, кошкой мяучит, стрикодоном стрикодонит, а пузырем лопнет!
Анна Иоанновна. Постой, Квасник! И то правда – надоело мне, что ты у меня тут стрикодом стрикодонишь! Яиц сюда! Садись, Квасник, на это лукошко с яйцами и будешь сидеть, покуда не выведешь цыплят. Садись!!
Педрилло подтолкнул Голицына, тот сел на лукошко, раздавив несколько яиц. Апраксин и Педрилло вымазали ему физиономию клейкой массой и вываляли в перьях – под всеобщий хохот.
Лесток, придворный медик (стоя в стороне, на ухо французскому посланнику, но улыбаясь императрице). Вы, маркиз, только приехали и вовсе не знаете России. Верно ее называют ребенком, родившимся слишком поздно, физически даже слишком развившимся, но без всякого сознания своей духовной силы. Я много лет живу в России. И к такому выводу пришел. Они винят во всех бедах нас, иноземцев. Но самый злейший и, думаю, непобедимый для них враг – они же сами, русские. Европейцу, да и азиату это трудно понять. Но они перегрызут друг другу глотки, появись хоть малейший повод.
Анна Иоанновна. Попугаюшко! Квасник дурак?
Попугай (из золоченой клетки). Дур-рак! Дур-рак!
Четырнадцатилетний Биронов сын подошел к князю Голицыну и стал изо всех сил хлестать по икрам прутиком из сыромятной кожи. Перетянул пару раз и по глазам – Нечаев, игравший Голицына, не выдержал, раскололся, убежал за кулисы, зажав глаза ладонью. Помреж Людочка его вернула минут через десять, чтобы показать итальянцам и главные сцены – парад народов и свадьбу в ледяном дворце.

Тредиаковский (стоя в домино посреди залы, полной пирующих).

Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще... тота и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.

Голицын. Кто это? Похож на Тредиаковского. Его голос. Но почему в маске?
Буженинова. А ему намедни Артемий Петрович всю морду искрошил.
Голицын. Бедняга.
Тредиаковский.

Квасник-дурак и Буженинова.
Сошлись любовью, но любовь их гадка,
Ну, морда, ну, чуваши, ну, самоеды,
Начните веселье, молодые деды!

Волынский. Ведь можешь, гад! Можешь, когда захочешь! Говорил же я: истинная поэзия рождается под палками!!
(Он подошел, приподнял маску и поцеловал поэта в разбитый рот...)
Когда сцена свадьбы и брачной ночи в ледяном дворце закончилась, итальянцы долго аплодировали стоя. «Си, э ла вера Руссия, э джениале, о, ке белло!..»

...Она пошла в гостиную, выключила телевизор, села на диван и стала смотреть на фотографии, которыми сплошь завешены были стены. Вот Петр после спектакля в окружении поклонниц – сколько их было! А вот она с тем самым букетом роз – на вокзале... Алефтина Павловна встала, подошла к окну. Кто же это мог звонить?..


 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков