Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Ромашка в лунных горах Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.12.2009
Оглавление
Ромашка в лунных горах
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
 
   Виктор утверждает, что любой человек, имеющий хоть самое отдалённое отношение к науке, приехав сюда, непременно найдёт что-то новое – настолько не изучена ещё здесь природа. Сам он примерно с Сёмкиного возраста помешан на пауках и паукообразных, кандидатская его называется «Пауки юго-западного Копетдага». Из 200 видов пауков, которые Виктор рассматривает в своей работе, 14 видов для науки абсолютно новые.
 - …Пауки – самый древний и большой отряд арахнид! – кричит он в чёрной азиатской ночи. - Их описано более 30000 видов, но на самом деле вдвое, втрое, впятеро больше! Они повсюду! Есть виды с золотыми и серебряными пятнами, металлически блестящие, перламутровые. Головогрудь пауков покрыта цельным твердым щитом, в передней части которого расположены глаза, обычно четыре пары. Хелицеры короткие, 2-члениковые. Их когтевидный или серповидный концевой членик, подгибаясь, входит в бороздку на основном членике подобно лезвию перочинного ножа. На его конце открывается проток ядовитой железы. У лифистио- и мигаломорфных пауков хелицеры расположены горизонтально, а концевые членики отгибаются книзу, у высших аранеоморфных пауков основные членики направлены вниз, а концевые — внутрь, навстречу друг другу. Хелицерами паук схватывает и убивает добычу, разминает и разрывает ее, защищается от врагов, разрезает нити паутины, перетаскивает яйце вые коконы, в ряде случаев самец удерживает хелицерами самку при спаривании, норковые виды копают хелицерами землю и т. д. Педипальпы похожи на ноги, но короче и с одним коготком. Их тазики обычно снабжены лопастями, которые ограничивают предротовую полость и покрыты волосками, служащими для процеживания жидкой пищи. Щупальца педипальп служат органами осязания и в передвижении, как правило, не участвуют. У половозрелых самцов педипальпы видоизменены в связи с их совокупительной функцией, их концевые членики превращены в копулятивные органы, обычно очень сложно устроенные. Важная особенность, дополняющая жизненный облик паука, - это ядовитые железы, открывающиеся на когтевидных члениках!
 - Да хватит тебе об этих члениках! – пытается утихомирить его жена. – Детей три раза уже будил!
 - Трудно представить более совершенный способ убивания добычи, чем впрыскивание яда хелицерами, - переходит он на заговорщицкий шёпот. – Человеку ещё учиться и учиться – это гораздо более гуманный способ, чем гильотина, плаха, виселица, электрический стул и так далее. Сложность и целесообразность поведения пауков привлекали учёных с давних времён, их изучал ещё Аристотель! У многих народов паук считается символом мудрости, усердия, мастерства. В «Метаморфозах» Овидия есть миф о том, как дочь красильщика тканей Арахна училась ткачеству у Афины Паллады и достигла такого совершенства, что отважилась вызвать на сотязание саму богиню, - незаметно для себя Фет снова повышает голос и вскоре возвращается почти на крик. -  Разгневанная такой наглостью Паллада приняла вызов и выткала на ковре картины, изображающие возмездие, неотвратимое для всякого грешника… Из паутины, - получив от жены подзатыльник и потеряв очки, вновь шепчет Фет, весь в поту, - они плетут не только ловушки, но и убежища, гнёзда, парашюты, га которых путешествуют с ветром. Паутина обладает большей прочностью на разрыв, чем стальная проволока той же толщины!.. О, уверяю, вы вообще ничего о пауках не знали! Это же самые лучшие, самые изобретательные охотники на земле! Тропические шаровидные пауки прикрепляют клейкую капельку к концу паутинки. Капелька привлекает внимание глупых насекомых, и они попадают в ловушку, ха-ха-ха! А пауки-капканщики роют сложнейшие, строителям метро и не снившиеся норки с боковыми ходами, коридорчиками, кладовочками, спаленками, где могут преспокойно пережидать затопление норы!
 - Третий час, - сказал я, посмотрев на часы.
 - Ах! – спохватился Фет. – Мне же в половине шестого завтра вставать! Сегодня уже. Спокойной ночи. А вы знаете о том, что лучшие на земле предсказатели погоды – пауки?
 - Не знал.
 - Так ведь ещё Аристотель был уверен в том, что пауки способны предвидеть изменение погоды. Плиний считал, что пауки чувствуют приближение землетрясения и уходят из дома, обречённого быть разрушенным или заваленным. У древних римлян была примета, что по высоте расположения паутины можно предсказать наводнение.
 - Я заметил, что у вас много паутины.
 - Она должна быть всюду, во всех углах, на всех рамах! Но жена, а теперь вот и приехавшая на мою голову тёща против, не понимают. А ведь счастье – это когда тебя понимают, правда?..
                                                                3.
   Разбудил крик ишака. Змееловы пили чай и негромко делово разговаривали. Остальные в комнате спали.
   Я был как-то равнодушен к змеям – ни ужаса, ни брезгливости, ни восхищения, ни даже особого любопытства они не вызывали, когда смотрел на них, лежащих неподвижно или извивающихся и шипящих, в террариумах зоопарков и Дома пионеров, в цирке, по телевизору. Они были слишком далеки. Но не успел Ту-154 оторваться от домодедовской взлётно-посадочной полосы, как змеи, благодаря разговорчивому, благоухающему чуть ли не на весь салон многодневным потом (носки снял, как назло) соседу-ашхабадцу, наступившему прошлой весной у себя в подвале на кобру, стали мне ближе.
 - Прямо в подвале?
 - Почти в центре города, у горкома партии! Лампочка перегорела, шагнул в темноту под лестницу – откуда, думаю, у меня в подвале шланг, да ещё толстый, вроде пожарного, и влажный?
 - И не укусила?
 - Выскользнула, зашипела… Не помню, как оттуда выскочил, но неделю потом не спускался. Вообще-то они редко кусаются. Отца моего, правда, укусила однажды.
 - Он в носках был? Может, не понравилось ей чего?
 - Не в ногу укусила – между ног.
 - Ба! Ну и что?
 - Детей больше не будет – в рубашке родился…
   Много историй о змеях довелось мне выслушать в Туркмении до того, как сам с замирающим сердцем прикоснулся к мертвенно-холодной пятнисто-полосатой склизкой коже. Одни говорили, что из-за змей шагу бояться ступить, особенно весной, когда они наиболее активны, другие – что змеи безобидны, как лягушки или ящерицы. И всё ярче разгорался нимб вокруг головы змеелова. Не какого-то конкретного, а Змеелова. Пожалуй, сразу и не назовёшь профессию (или увлечение, или призвание, как угодно), которую сейчас, в конце XX века, в меньшей степени коснулась бы научно-техническая революция. Никакой техники. Лишь палка с крючком да сачок – вот и всё вооружение. Так же ловили змей змееловы Тамерлана и Александра Македонского. И сапоги кирзовые как непреложная и важнейшая деталь обмундирования, хотя гюрза с легкостью прошибает сапог любой толщины. Короче, очень хотелось познакомиться с представителями этой романтической профессии.

 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков