Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Место встречи Волги и Каспия-моря Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.12.2009
Оглавление
Место встречи Волги и Каспия-моря
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
 
 - Можно и нужно. Обязательно. Я вам один случаи рассказал. Исключение, которое, говоря научным языком, подтверждает правило. Легенда о лебединой верности многие века живет...
   Поспела уха из сазана и жереха. Мы ели её деревянными ложками, с ржаным хлебом, огурцами, громадными, как дыни, оранжевыми астраханскими помидорами, густо посоленными крупной солью, и как ни старались комары, не могли они испортить нам аппетит. Потом пили сладкий, круто заваренный чай и говорили о воронах и грачах. Для меня грачи с детства были связаны с радостью — с первым душистым теплом, солнцем, мокрыми чёрными бревнами изб и черными на фоне ноздреватого снега кольями заборов, воздухом, будто вибрирующим, весело блестящей на дороге слякотью. А оказывается, они, грачи и все так называемые врановые, которые, конечно, полезны как «санитары», в последние годы расплодившись, приносят реальный вред: раскалывают яйца других птиц, уничтожают рис, арбузы, пробивают теплицы... Объем мозга у врановых больше, чем у других. Сообразительные, смелые, наглые, они способны гнездиться где угодно, даже на линиях высоковольтной передачи, могут лапами выхватывать из воды рыбу, вырывать у детей хлеб из рук, садиться на детские коляски и даже пробить клювом темечко младенцу. (Фантастичный и ужасный, в духе кинорежиссёра Хичкока мне рассказали случай: в одном из посёлков на Ахтубе молодой человек перестрелял около двух сотен ворон -  через неделю вороны расклевали его полуторамесячному сыну, оставленному в коляске у магазина, темечко.) Сам человек их создал, можно сказать, выпестовал. Десятки тысяч лебедей замерзли этой зимой на Каспии, но ни одной вороны или грача. Зачем замерзать, когда вокруг сплошные свалки, на которых и поживиться можно и согреться - столько всего человек выбрасывает на ветер!

 «...Наблюдения показали, что вороны действительно питаются яйцами и птенцами бакланов, серых цапель, квакв... поэтому намеченное заповедником уничтожение ворон вряд ли целесообразно».
   Это из книги «Рыбоядные птицы южных морей СССР и их вред», которую мне дал почитать Герман Михайлович Русанов. Имеется в виду Астраханский заповедник. Вышла книга в 1951 году, но и теперь, как говорится, равнодушным вряд ли кого-нибудь оставит, как и статьи в газетах той поры, авторы которых на основании «многолетних научных исследований» приходили к одному и тому же выводу: птицы наносят рыбному хозяйству страны колоссальный ущерб, поэтому и уменьшаются уловы рыбы. Особенно злостными вредителями были объявлены 65 видов цаплевых, 32 вида бакланов, 33 вида чаек, выпь, колпица, каравайка, розовый и кудрявый пеликаны... Публикации в газетах и книгах принимались как руководство к немедленным действиям - и разоряли гнезда, отлавливали доверчивых птиц специальными ловушками, массово, чуть ли не как воробьёв  китайцы чуть позже, отстреливали, выжигали камыши с десятками, сотнями тысяч неоперившихся птенцов. Сотрудники заповедника протестовали, боролись, их поведение не раз признавалось «нетерпимым», против некоторых даже были возбуждены уголовные дела. Что они могли, когда одно за другим поступали указания свыше, одно яростней и безумней другого?
   На чём же зиждились те «многолетние научные исследования»? Практически, на пустом месте, на легендах. Дело в том, что если спугнуть стаю бакланов, то на их месте можно найти довольно много мёртвой рыбы. Рыбу эту испуганные бакланы выбрасывают из своих зобов, потому что с грузом, да еще с абсолютно мокрыми перьями — копчиковая железа, выделяющая жировую смазку для перьев водоплавающих, у бакланов не действует, - быстро взлететь невозможно. Отсюда и легенды о глупости, о жадности бакланов. Учёные, если их можно так назвать, разрабатывали в своих кабинетах «способы истребления бакланов», давали «научно обоснованные» рекомендации о сжигании камыша во время «нахождения в гнёздах птенцов», а воронье жирело, помогая птенцов добивать.
 - Если бы рыбоядные птицы были уничтожены, - говорит Русанов, - разорвалось бы кольцо: рыба — птицы-ихтиофаги - зоопланктон - рыба. Все-таки я не могу поверить, что кто-то всерьёз полагал, будто стоит уничтожить птиц - и рыболовецкие колхозы станут выполнять планы, побеждать в социалистическом соревновании. Просто не могу. Это же фантастика! Для того чтобы утверждать это, необходимо не иметь никакого представления не то что об экологических законах, но вообще о природе. Да. И тем не менее, — Русанов берёт книгу и задумчиво её листает. - Я вот о чем думаю, хоть это, может быть, и не научный подход: долго ли природа еще будет терпеть наши над ней измывательства? Не какие-то отдельные виды птиц или животных, а природа в целом? Становление человека проходило в связи со всей окружающей природой. Невозможно отделить человека от биосферы. И ничто ни от чего нельзя отделить. Биосфера, как и вся наша планета, создана силами не только земными, но и космическими. И человек -  творение сил земных и космических. Он внес в биосферу труд, мысль. Создающаяся | с-ичас ноосфера — это человеческий разум, призванным спасти природу, землю, жизнь. Я когда студентом был, очень верил в ноосферу, в то, что она будет уже существовать через двадцать лет.
 - А теперь не верите?
  - Верю, - ответил Русанов. - Верю, хотя двадцать лет уже прошло. Но - верю, потому что без веры работа наша вообще невозможна. Сотни видов птиц и млекопитающих исчезло, и еще сотни и сотни - под угрозой исчезновения. Ещё в 1913 году председатель первой Международной конференции по охране природы Л. Форер говорил, что «истребление ценных видов растений и животных приняло в наше время действительно ужасные размеры и пора, наконец, всем благоразумным людям сойтись в твёрдом решении положить конец этому истребительскому неистовству и сохранить, насколько возможно, то, что можно ещё спасти... И фауна и флора представляют собой связанные системы: каждый вид обладает признаками и органами, сходными с таковыми же у других видов того же семейства или близких семейств; один дополняет и объясняет другой. Исчезновение какого-либо звена в общей цепи живых организмов составляет всегда препятствие для исследователя, подобно тому, как крушение моста разверзает пропасть у ног путника».
    Жили на земле голуби — необыкновенно красивые и грациозные странствующие голуби. Очевидцы вспоминали, что казались они столь же нескончаемыми, как вода в океане, как песчинки на его берегах. Когда их гигантские стаи взмывали ввысь, они заслоняли солнце и неисчислимые крылья поднимали настоящий ветер. По подсчетам учёных в одной стае было более двух миллиардов птиц! Ежегодно, возвращаясь после зимовки с побережья Мексиканского залива, они образовывали огромные гнездовые колонии на деревьях в старых лиственных лесах. В одной колонии насчитывали около трёх миллионов гнезд. Гнёзд на деревьях было так много, и они лепились так плотно одно к другому, что ветви порой обламывались под их тяжестью. Там, где голуби гнездились или ночевали, люди устраивали бойни. Стреляли, ловили сетями, сшибали на землю шестами, рубили деревья с гнёздами, убивали сотни тысяч, миллионы птиц и часто выпускали свиней, которые подбирали трупы птиц и выпавших из гнёзд птенцов. На всех рынках голуби продавались за бесценок. В городских парках устраивались увеселительные «охоты», мишенями для которых служили голубята месячного возраста. Но вскоре странствующие голуби стали редкостью - и в это долго не могли поверить, - а потом и вовсе исчезли. Последний странствующий голубь в мире - старая голубка умерла в Цинциннатском зоопарке. Всё, что осталось людям от этой птицы, — бронзовая мемориальная доска с надписью: «В память последнего странствующего голубя... Этот вид вымер из-за алчности и глупости человеческой».


Последнее обновление ( 14.12.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков