Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Ax, Одесса! Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.12.2009
Оглавление
Ax, Одесса!
Страница 2
Страница 3
Мы, студенты строительного института, а также студенты водного, курсанты мореходки много сил отдали, чтобы очистить пруды от колючей проволоки, засыпать траншеи, окопы, щели… После войны в парке каждую осень проходили сельскохозяйственные выставки, международные выставки породнённых город. Была построена десятиметровая вышка для прыжков в воду, проводились всесоюзные соревнования, а рядом был летний тёплый душ за 15 копеек, туда ходило «пол-Молдаванки» после работы…
   Но настали чёрные времена. По приказу одного из беспрерывно сменявших друг друга на посту заведующего отделом культуры горисполкома блюстителей нравственности была варварски разбита скульптура обнажённой Ники, а бронзовая фигура японской девушки, напоминавшая о выставке города-побратима Йокогамы, брошена в сарай.
 (Ох уж эти блюстители! Помню, как искренне, как яростно возмущался один из «отцов» Одессы (секретарь обкома партии), глядя на скульптуры Оперного театра из окон своего кабинета. «Ну вот что это, а? Бабы с торчащими голыми сиськами, понимаешь, с жопами, а внизу детишки гуляют! Я всё понимаю, но должны ж быть хоть какие-то нравственные устои, какая-то мораль!.. Будем город очищать от этой похабели!» Не успел блюститель – сняли с должности за слишком уж бурные и многолюдные оргии на дачах областного комитета партии,  информация о коих просочилась не только в Москву, но и в западную прессу.)
   Летний кинолекторий в парке «Победа» разрушили, протока вокруг острова заилилась, деревья самой красивой рощи вырублены или погибли после того, как по очередному приказу срезали их кроны, оставили одни стволы… Горожане возмущались, особенно когда стали засыпать грунтом от новостроек родниковый пруд в парке. И проклинали бывшего главного архитектора Одессы В. Мироненко, водрузившего посреди города памятник, автором которого сам и является – абсолютно безликий и бездарный, одесситы сразу же окрестили его «градусником».
 - Но толку-то что? – задаётся безысходно-печальным вопросом Алла…
                                                                  4.
   Тёплыми вечерами припозднившегося бабьего лета мы прогуливались с Аллой по Дерибасовской и окрест. Она рассказывала и показывала – лучшего экскурсовода я не мог бы и представить.
   Вот гостиница «Пассаж», на фасаде которой не хватило бы места, если бы взялись прибивать мемориальные доски с именами знаменитостей, что здесь останавливались или работали в этом доме. На первом этаже размещался Опродкомгуб, где служили Паустовский, а также Ильф, впоследствии описавший здание в «Золотом телёнке» под видом «Геркулеса». Рядом располагалась редакция журнала «Силуэты», где служил Багрицкий. В подвале дома напротив находился тот самый «Гамбринус», увековеченный Куприным. Чуть дальше – Ришельевский лицей, здесь бывали Пушкин, Мицкевич, Гоголь, Батюшков, Пирогов… И ещё – имена, имена: Марк Твен, Александр Грин, Джозеф Конрад, Влас Дорошевич, Маяковский, Врубель… Трудно назвать улицу, притом города не столичного, провинциального, с которой бы так или иначе было связано столько великих имён, вошедших в историю!
   Однако нынче от настоящей Дерибасовской почти ничего не осталось.
   Ещё в 70-х годах художники и архитекторы предприняли первую попытку спасти улицу, рассказывала Алла. В Одесском литературном музее состоялась выставка работ Центральной экспериментальной студии Союза художников СССР, считавшейся школой современного советского дизайна. Называлась выставка «Художники – городу». Центральным экспонатом была разработка темы «Дерибасовская». Проект, созданный группой одесситов-участников семинара, жителям города понравился. Потом проект побывал на выставке в Киеве, потом в Москве – и был одобрен. Художники мечтали создать на Дерибасовской огромный историко-литературный музей под открытым небом, чтобы вернуть улице её исконный колорит. Но ничего из этого не вышло – где-то кто-то на каком-то этапе проект зарубил, обвинив авторов в «непрофессионализме, искажении исторического и функционального значения улицы». Никто толком не понял, что это означает.
   А тем временем дома красятся малярами так, как будто это не памятники архитектуры, а забор коровника. «Реконструируется» Пролетарский, бывший Французский (который «весь в цвету») бульвар, - то есть просто уничтожаются вековые деревья, драгоценные кованные и чугунные решётки, выкорчёвываются акации на Дерибасовской, а в недалёком будущем, если разрушительную энергию не обуздать, раздавят катками, зальют асфальтом знаменитый Фонтан – десять тысяч многолетних деревьев и восемьдесят тысяч кустарников будет вырублено, чтобы на их месте построить многоэтажные бетонные коробки…
 - Мне иногда кажется, что Одессу нашу продолжают насиловать, - рассказывала Алла, остановившись возле обшарпанного, растрескавшегося, покосившегося дома, в котором размещалась одесская ЧК - Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией. - Во время Гражданской войны здесь работала мадам по имени Сара Шнеерсон – бывшая владелица многих одесских борделей. Эта Сара, её коллега Дора, в прошлом профессиональная проститутка и бандерша Вера Гребенщикова, Роза Шварц, прибывшая на подмогу из киевского ЧК, и латышка Краузе, любовница Петерса и Урицкого, - эти дамы любили смотреть, как их подчинённые матросы-чекисты насилуют благородных девиц и дам. Они эксперименты проводили над белогвардейцами. Позавидовать можно было тем, кому по приказу Сары матросы просто разбивали голову кувалдой. А хорошеньких молоденьких офицериков, мальчишек-юнкеров сами эти женщины, которых считают сатанистками, и насиловали, перевязав нитью яички, прокалывая шилом мошонки, выкалывая глаза, отрезая уши и члены, когда насыщались… Дора распинала на крестах и своей рукой застрелила более восьмисот человек! Потом принимали ванны с кровью жертв…
   Рассказывала это Алла тихим, грустным голосом и как бы почти безучастно, отстранённо. Обречённо. Зияли тёмные кривые окна дома «чрезвычайки». Тускло светил фонарь с разбитым плафоном. Блестели на асфальте осколки бутылок. Где-то поблизости беззлобно матерились. И всё это создавало какую-то сюрреалистическую атмосферу.
                                                                 5.
 -Планировка Одессы, - говорил Безчастнов, - это одно из высших достижений мирового градостроительства. Учтено было всё – топография, климат, назначение города. В результате сложилось и даже пока отчасти сохранилось вполне определённое «лица не общее выражение» у города. Сейчас, к великому сожалению, об этом просто не думают. Ну вот построят возведут высотные дома на берегу, на Фонтане. Разве Одесса это будет? Разве кому-нибудь из серьёзных, отвечающих за свои действия архитекторов могла прийти в голову мысль заслонить многоэтажками город от морских ветров? Ведь Деволан нарочно открывал город – и благодаря этому Одессу миновали многие страшные эпидемии, выкосившие полнаселения Херсона, Николаева…
 - Уж не говоря о том, - добавила Алла, - что на Фонтане родилась Анна Ахматова, жили, творили, воспевали Фонтан Бунин, Паустовский, Леси Украинка, Багрицкий, Бабель…
 - И не говоря о том, - продолжал Безчастнов, - что нарушается закон, запрещающий жилищное строительство в трёхкилометровой полосе вдоль моря, - на Фонтане предполагается построить жилые кварталы и студенческие общежития, тогда как не хватает места для санаториев, домов отдыха, турбаз, гостиниц. Но в первую очередь я говорю об экологии. Живя в Одессе, не нужно быть специалистом, чтобы почувствовать, что с воздухом происходит что-то неладное. Нашему городу уже сегодня принадлежит печальный рекорд среди курортов – Госкомгидрометом СССР Одесса включена в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Пыль, сернистый ангидрид, окись углерода, двуокись азота, пары соляной кислоты, фенола – вот чем мы дышим. А теперь ещё намечается свести сотни гектаров садов…
   Сто лет назад Одесса славилась своей питьевой водой, своими первоклассными очистными сооружениями. Когда построили систему сплавной канализации, благодаря которой все нечистоты оседали на окрестных полях, главный инженер набрал из выходной трубы воды и выпил, и за ним все, кто принимал участие в строительстве, выпили по стакану – вода была кристально чистой, такой она уходила из города в море. Но с тех пор воды утекло много. Старые очистные сооружения вышли из строя, новые то и дело ломаются, а естественные очистители – плавни с тростником – губят недавно построенная Новоднестровская ГЭС и водохранилище, резко сократившее сток воды в реке. Всё больше сбрасывается в Днестр вредных неочищенных стоков.
 - Купаться в Одессе нельзя, - сказал мне старший научный сотрудник Одесского отделения Института биологии южных морей Олег Кудинский. – И скрывать это нельзя. Городские стоки, в том числе канализационные идут в море прямо, без очистки. Это во-первых. Бетонные волноломы, уложенные параллельно берегу, нарушили тысячелетиями сложившуюся систему: волны уже не работают на очищение. Гибнут или деградируют все прибрежные микроорганизмы – крабы, мидии, креветки, называемые в Одессе рачками. Концентрация болезнетворных микробов в этих искусственных «бассейнах», отделённых волноломами от моря, во много раз превышает предельно допустимую…

Последнее обновление ( 21.12.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков