Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
О Сергее МАРКОВЕ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
13.12.2009
Оглавление
О Сергее МАРКОВЕ
Страница 2
Страница 3
Страница 4



ТЕПЕРЬ ВО МНЕ СПОКОЙСТВИЕ И СЧАСТЬЕ

Повесть написана в 1982-м году на материале, собранном во время двух командировок в Якутию, зимой и летом 81-го, когда ездил с отцом, заядлым рыбаком, мечтавшем поймать в Сибири тайменя. Толстые литературные журналы роман отвергли.
Опубликована в издательстве «Современник» в 1986-м году с нещадными цензорскими купюрами – гранки были буквально испещрены красным фломастером, вырублены страницы и целые главы.
А вот как отнеслись к роману знаменитые писатели - например, ГРИГОРИЙ БАКЛАНОВ:
"Сергей Марков – участник VIII Всесоюзного совещания молодых писателей. Его книга рассказов, которая готовилась к выходу в издательстве «Советский писатель», новая его вещь – «Теперь во мне спокойствие и счастье» - получили на обсуждении самую положительную оценку. Он рекомендован в члены Союза писателей.
Обычно первыми своими книгами молодые авторы сообщают, откуда они, описывают мир, в котором протекало их детство. Сложней, важней другой этап: осознание, кто они, каково их место и назначение в мире, каков их долг? Именно об этом роман «Теперь во мне спокойствие и счастье». Сюжет его построен умело, местами – драматично, Сергей Марков хорошо пишет природу, людей, точно видит. В свое время в качестве корреспондента он немало поездил по стране, это расширило рамки повествования: тут и Сибирь с ее могучими реками, и юг страны, и Москва. Автор хорошо чувствует слово, фразу, хотя, быть может, и не всегда экономен. Происходит это, скорей всего, от желания сказать, в нем есть напор, энергия; чувство меры, умение вычеркивать приходят, как правило, позже. Но несомненно одно: написано это человеком одаренным".


О ПРОЗЕ СЕРГЕЯ МАРКОВА

Считается, что вторую книгу – не по счету, а по сути – писать труднее, чем первую.
У Сергея Маркова было довольно много газетных и журнальных публикаций, вышли книги рассказов в издательствах «Молодая гвардия» и «Советский писатель», но рассказы эти, мне думается, можно назвать одной большой первой книгой, потому что объединяет их, при всем разнообразии, определенная автобиографичность. Я не имею в виду следование фактам собственной биографии, фотографическое воспроизведение всего того, что окружало автора и происходило в его детстве, отрочестве, юности. Я говорю о другом: о наполненности первых рассказов убежденностью, порой несколько наивной, но обезоруживающе откровенной, в том, что если пережил, почувствовал, во что-то поверил сам, почувствуют, поверят и другие. Обязательно поверят! Это относится, конечно, не только к Маркову. Пожалуй, ко всем в той или иной степени. Вопрос, удается ли на самом деле заразить, как говорил Лев Николаевич Толстой, других людей своим чувством. Но это уже зависит от таланта.
Рассказы Сергея Маркова понравились мне искренностью. Обнаженностью. Нежеланием прикрываться, защищаться от кого бы то ни было и даже просто подстраховываться. Понравились добротой к людям и ко всему живому, будь то щенок-дворняжка или скворец, или сосенка. Достоверностью. Марков многое в жизни успел повидать, испытать.
После школы работал на ЗИЛе. Служил в горах Армении. Был матросом на рыболовецком сейнере. Играл на сцене. Во время учебы и после окончания МГУ работал в районной и областной газетах, с корреспондентским удостоверением журнала «Огонек» и потом журнала «Человек и закон» объездил страну от Кушки до острова Врангеля, от Вильнюса до Сахалина. И о чем бы ни писал Марков, чувствуется, что сам он испытал это или нечто близкое по существу.
Множество характеров в его рассказах; не персонажей, обозначенных той или иной внешностью, возрастом, профессией, а именно характеров, живых и запоминающихся.
Удаются Сергею Маркову и рассказы деревенские, почвенные (детство его прошло в деревне на Волге) и сугубо городские, московские. В общем, на совещании молодых писателей работа Маркова получила доброжелательную оценку, после публикаций было много писем от читателей, было много рецензий и полемических статей в газетах, чего мало кто из молодых удостаивается даже после выхода нескольких книг.
Передо мной вторая книга – повесть «Теперь во мне спокойствие и счастье».
Повесть об ответственности за каждый прожитый миг. О преступлении и наказании. О совести. О доброте. Об отношении отцов и детей. Роман многоплановый, заставляет о многом задуматься.
Три героя действуют в повести. Автор предоставляет читателю возможность не просто взглянуть, но вглядеться в одни и те же события с трех точек зрения. Героям веришь.
Порой удивляет понимание, проникновение молодого автора в психологию и даже в память человека гораздо более зрелого, чем он сам; приметы времени – довоенного, военного, послевоенного – даны с чуткостью и чувством меры. И молодые герои, Олег, сын главного героя, и особенно жена Олега, Ксения, характер, на мой взгляд, наиболее удавшийся, не вызывают сомнений в подлинности.
Нет у Маркова черных и белых красок в палитре. Нет однозначных решений. Характер главного героя – фотокорреспондента, фотохудожника Кузьмина – сложен. Человек одаренный, необыкновенно энергичный, переполненный жаждой жизни, он лишь перед смертью понимает, что нельзя объять необъятное, что жизнь по закону, по философии: всего хоть по разу, а после нас хоть потоп – неизбежно приводит к трагическим, страшным полной своей безысходностью последствиям.
При внешней неторопливости, многостраничных отступлениях, действие повести с помощью бурного подводного, чуть ли не детективного течения, развивается стремительно. Читать повесть интересно, он затягивает. Вниз по сибирской реке плывет небольшое научно-исследовательское судно и с каждым днем, с каждой остановкой судна нарастает напряжение, как бы сжимается пружина сюжета.
Я говорил, что Сергей Марков был актером. Безусловно, он обладает даром перевоплощения, драматическим даром. В повести нет пустот. И воспоминания, и философские размышления героев, и описания природы – все умело вплетено в драматический конфликт.
Природе, ее охране, спасению, уделено в повести большое внимание. Эту тему Марков не оставляет уже много лет – запомнились его публицистические выступления о серьезнейших, неразрешимых проблемах, которые возникли бы после переброски части стока северных рек на юг, о наших лесах, о русском Севере… Безусловно, очерки и множество читательских откликов на них помогли и, я уверен, еще помогут Маркову в работе.
Конечно, не все совершенно в повести. Но автор достиг, по-моему, главного, основополагающего – завоевал право судить себя по законам, которые он сам установил. Ему веришь. Думаешь, смеешься, грустишь, испытываешь гнев и боль вместе с ним. С его героями.
ГЕОРГИЙ СЕМЕНОВ, прозаик, лауреат Государственной премии.


Последнее обновление ( 16.12.2009 )
 
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков