Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Часть II. Глава XIV Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
10.12.2009
Оглавление
Часть II. Глава XIV
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

 - Не дает Русь ответа, как говаривал ваш любимый писатель Николай Васильевич Гоголь… Кстати, Русь – понятие относительное. Может, поэтому и не дает?
 - Ты о чем?
 - Я в том числе и о нас с вами… А что касается академика Фоменко, то он утверждает, опираясь на математические методы исследования и радиоуглеродное датирование, что Золотая Орда – это Русское государство XIV-XV веков со столицей в Костроме или Ярославле (последний и есть Великий Новгород), откуда вышла династия царей, лишь позднее ставших «московскими». Куликовская битва произошла в Москве – между будущим Кремлевским холмом и Таганской, на «Кулишках». Там и церковь стоит. Русские воины, погибшие в этой междоусобной брани, когда брат шел на брата…
 - Из-за неуплаты налогов?
 - Выходит, что так. Покоятся в радиусе ста метров вокруг Старого Симонова монастыря на глубине до трех метров. И это, якобы, хорошо известно археологам. И царствование Ивана Грозного – это период, когда последовательно правили четыре царя, законные наследники престола Русского Ордынского государства. А Петр I зачем-то отдал приказ уничтожить книги подлинной дворянской генеалогии… А события времен Древнего Рима и Древней Греции происходили, по-видимому, в Средневековье, и лишь впоследствии, будучи «сдублированы с натуры», были прикреплены к реальной истории. А глобальная хронология Китая, скажем, также создавалась довольно поздно и в значительной мере сцеплена с истории Европы. 
 - Иисуса Христа распяли в XI веке… Чушь, по-моему, несусветная. Так все можно с ног на голову поставить. Пересмотреть – как уже многажды пересматривали, переписывали историю… Мне, знаешь, лет 10-15 назад, в конце 80-х – в 90-е все предлагали, замучили этими предложениями – в графы произвести, в бароны, в лорды, в какие-то магистры посвятить, в мальтийские рыцари…
 - В масоны вербовали?
 - Вроде того. Я им: какой из меня, простого сибирского мужика, лорд? Вы уж сами там как-нибудь, без меня… А они чуть ли не в Великие Моголы меня хотели… Чушь полная!
 - Каждый заработать и обратить внимание на себя пытался, чем мог.
 - Да, смута… Но я другом говорил, вспомнив выставку. О лицах людей. Лица екатерининских «орлов», откормленных могутных мужиков, в которых и сила, и ум, и свободный дух, и какое-то особенное ощущение своей значимости, особливости, гордости. Это был век успешных людей, крупных людей, масштабных государственных помыслов, которые эти люди воплощали. Век окончательно утвердившегося великого государства. Ведь и сама Екатерина была Великая. И также трудно найти более точного, беспощадного приговора недавнему нашему времени, чем тот, который выносят ему портреты людей 40-х, а особенно 50-х, 60-х… Будто стерты с лиц глаза – значки, ордена, погоны сверкают, а глаз не видно. Они, естественно, изображены, но ничего, кроме страха, подчиненности государственной машине, усталости, тусклости, не выражают глаза… Скрыта личность в застывшем, омертвелом, нечеловеческом лице.
 - Должно быть, поэтому иностранца на наших улицах можно было определить безошибочно.
 - Может быть. У нас ведь и узнавали, различали людей не по значительности или выразительности их лиц, по значимости их личных качеств, а по списку их титулов, должностей, по количеству и качеству орденов и медалей на груди… И еще одну «художественную» историю вспоминаю. Висел на одном вернисаже портрет девушки-партизанки. Кудрявая, озорная, хохочущая девица в партизанском нагольном полушубке, в шапке-ушанке и с автоматом в руках. Спрашивается: над чем же она так хохочет? Над тем, что только что перестреляла несколько сотен немцев?.. И мне объяснили, что на самом деле была такая хорошая девушка-партизанка, озорная, веселая, любимица всего отряда. Пела, играла на гитаре. И художнику-баталисту позировала с гитарой в руках. И покуда в ее руках была гитара, то и хохочущее, развеселое, беспечное лицо ее соответствовало всей картине. Но вот какой-то Зуй Иваныч из больших партийных чинов счел несерьезным и неправильным, что партизанка изображена с гитарой. Какие вообще могут быть гитары и увеселения в героическом партизанском движении?!. И настоял на том, чтобы художник заменил гитару на автомат.
 - Какой занятный художник, однако!
 - Время было занятное. И получился полный бред: казалось, что на портрете изображена не партизанка, а сошедшая с ума девица или маньячка, потому что столь беззаботно хохотать, сжимая в руках автомат, нормальный человек просто не может.
 - А вы говорите, портрет не переписать и не подделать!
 - Я говорю о том, что в раз лишило работу художественной ценности и стало нелепостью. Время стирает фальшь, разоблачает подделку… Но давай к театру вернемся. К Юлию Цезарю. Естественно, писатель Торнтон Уайлдер, написавший роман «Мартовские иды», как и Брукнер при работе над «Наполеоном I», в котором я играл у Анатолия Васильевича Эфроса в Театре на Малой Бронной, да все писатели, драматурги не могут не насыщать исторические произведения мыслями и переживаниями своих современников, идеями текущего дня. Но в том-то и дело, что эти мысли, чувства и идеи родственным эхом отзываются тем, давно ушедшим. А голоса веков как будто окликают нас, живых: «Смотрите, слушайте, вдумывайтесь в то, как мы тогда рядили и судили, приглядитесь к нашим ошибкам, учтите и не повторяйте, учитесь на нашем горьком опыте!» И удивительное дело: то, что происходило в Древнем Риме, написано американцем, а нами, русскими, недавно еще советскими людьми, воспринимается как аналог текущего дня со всеми его страстями роковыми…
   Вообще-то «Мартовские иды» дважды вторгались, если можно так выразиться, в нашу жизнь. Первый раз в виде романа – его опубликовал Александр Трифонович Твардовский в «Новом мире», и в 60-х годах роман был очень популярен, моден, злободневен. Я помню обсуждения, споры на кухнях, по телефону… Знатная римская матрона Клодия Пульхра писала Цезарю, Цезарь писал Клеопатре… Красавица Клеопатра, легендарный Цезарь – любовь, страсти-мордасти… Но подо всем этим миром (или над ним) красивым в общем-то, сытым, даже изящным – нарастающий рокот, гул, как в глубине кратера, и уже грохот истории. Истории распада, развала, крушения, гибели величайшей республики, империи древнего языческого мира. Притом гибели не в боях с какими-то варварами, это будет позже, не от революций и катаклизмов, нет, тут не грохот канонады, не Фермопилы, а обыкновенная повседневная жизнь. Мужчины, женщины, их отношения, нормальные, казалось бы, или уж во всяком случае понятные, вполне объяснимые с точки зрения простой человеческой логики поступки, комплексы… Но в этом обнажении частной жизни мы узнавали те же кислоты, что разъедали, подтачивали основу основ и нашего еще внешне мощного нерушимого Союза республик свободных – духовный и душевный мир его граждан.
   В то время, в 60-е, интересный телевизионный режиссер Орлов загорелся мыслью сделать телевизионный спектакль по «Мартовским идам». И роль Цезаря предложил мне. Мы начали прикидывать, репетировать потихоньку – но дело не вышло. Вожди советской империи не пожелали отразиться в историческом зеркале. Император Юлий Цезарь, у которого при виде того, что происходило в его империи, руки опускались, не должен был вызывать ассоциации с нашим императором, у которого не только руки, но все опускалось… И так проходили годы – то вновь возвращались к этой идее, то вновь откладывали по объективным и субъективным причинам… Но наступила перестройка, все оживилось. И в нашем театре стал работать такой интересный режиссер из провинции,  Аркадий Кац – мы с ним искали пьесу, я вспомнил о телевизионной инсценировке «Мартовских ид» и предложил Кацу поставить спектакль в нашем театре. Я сам играл Цезаря, так что о качестве спектакля судить не могу. Но в сути своей это спектакль о трагически одинокой фигуре человека, которому Бог дал страшный дар предвидения будущего. Для всех нас «грядущие годы таятся во мгле», а есть люди, личности, предвидящие, предчувствующие будущее…
 - Как Мишель Нострадамус?
 - Или как тот самый пушкинский кудесник, любимец богов, предсказавший смерть князю Олегу… Наш спектакль о человеке, который не прячется, как страус. А принимает и понимает жизнь. И отдает отчет в том, что ему не под силу остановить ход событий. Ибо Рим погиб не на границах, не из-за того, что в Нижней Галлии не подчиняются Риму и восстали галлы. Рим погиб в человеке. В чудовищном разврате, вседозволенности, в безответственности и коррумпированности чиновников и военачальников, в полнейшем пренебрежении государственными, общинными, общечеловеческими интересами. Низменные страсти, политические игры, корыстные экономические расчеты, борьба за близость и воздействие на Цезаря… Копошение, как в банке со скорпионами. Спектакль не рассказывал о том, какие исторические причины привели к гибели Римскую республику, да и немыслимо вскрыть в спектакле эти причины, которые и ученые, историки до сих пор толком внятно доходчиво наглядно и, главное, поучительно для следующих поколений объяснить не могут. Мы так и заявляли во вступлении к спектаклю: «Роман в письмах «Мартовские иды» - не исторический роман, воссоздание подлинных событий истории не было первостепенной задачей произведения. Его можно назвать фантазией о некоторых событиях и персонажах последних дней Римской республики».
 - Я помню, по телевизору показывали Горбачёва на спектакле «Мартовские иды» в Театре Вахтангова.
 - На «Мартовские иды» приходили многие члены Политбюро. И внимательно вслушивались в спектакль… А Михаил Сергеевич Горбачёв часто ходил в наш театр, любил его. В то время как раз шел полнейший разгул, развал развала, трещала, так сказать, крепежка партии и всей системы. И, посмотрев спектакль, Горбачёв пригласил меня к себе и, улыбаясь, непросто так, многозначительно, спросил: «Скажи, тезка, это наглядное пособие для понимания нашей жизни?» - «Что-то в этом роде», - ответил я… Но это уже было после Фороса. Когда СССР уже ничто не могло спасти… В спектакле действительно есть вещи пронзительные, будто написанные сегодня. Послушай слова Цезаря: «Ты должен понять, Брут, как далеко могут завести Римскую державу алчность и честолюбие. И что? И опять пойдут друг на друга братские войска? Опять мощь государства обратится против него самого, показывая этим, до чего слепа и безумна охваченная страстью человеческая натура. Гражданская война означает, что Рим уже никогда не будет республикой». А заканчивается спектакль еще более страшными вещами, страшными для нас пророчествами Плутарха: «В развязанной гражданской войне не было победителей, в ней сгорели все персонажи этой комедии. Все. Без исключения». И когда наша перестройка перешла в перестрелку на улицах Москвы 3-4 октября 1993 года, оглянулся ли кто-нибудь из «действующих лиц и исполнителей» на уроки нашего спектакля про мартовские иды великого Цезаря? Вспомнило телевидение: буквально через день показало спектакль. И это было мудро – напомнить миллионам соотечественников о кровавом конце Римской республики.
 - Но гражданскую войну всё же предотвратить удалось, что бы там ни говорили. Несколько сот, ну полторы тысячи, максимум, человек у Останкино и Белого дома на набережной Москвы-реки положили  - и предотвратили.
 - Во-первых, эти убитые… безвинные… Да и что такое гражданская война? Это ведь необязательно, когда с шашками на конях носятся и рубят направо и налево и из пулемета строчат с тачанки-ростовчанки…
 - А что же?
 - Я недавно по глубинке России проехал. По Нечерноземью…. Вот где гражданская война была, еще идёт, видны ее последствия. Вымершие деревни с черными избами, уже с провалившимися крышами, но с витиевато-резными наличниками кое-где, мастерски сложенными русскими печами… Заросшие борщевиком, бурьяном, всевозможными сорняками поля, бывшие колхозные и совхозные… Ни коров, ни свиней, ни кур, ни даже ворон – ничего живого…
 - Если уничтожение крестьянства называть гражданской войной, то она с 1917 года не прекращалась. И, простите, один из сыгранных вами персонажей ее и развязал, патологически ненавидя крестьян, да и вообще Россию.

Последнее обновление ( 10.12.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков