Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Часть II. Глава XIV Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
10.12.2009
Оглавление
Часть II. Глава XIV
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

 - Но комплимент из уст такого джентльмена сомнителен, не правда ли?
 - Ульянов объективно играл великолепно! И потом пришел на спектакль Понуэл, драматург, автор пьесы. Я много раз видел, как приходят драматурги. Но тут… После спектакля он сел и молчит. Когда уже непонятно стало, что делать, я спрашиваю через переводчицу: «Ему не понравилось?» Она перевела. Он как бы очнулся и говорит: «Я никогда не думал, что моя пьеса может быть так реализована на сцене. Это самое высокое из того, что в видел в своей жизни. Особенно Сталин в исполнении мистера Ульянова». И ушел, больше мы его не видели… А через несколько дней после лекции о троцкизме в доме Ванессы произошел спектакль, которому бы позавидовали даже классики театра абсурда Ионеско и Беккет. Михаил Александрович Ульянов и Юрий Васильевич Яковлев говорят мне: «Спросите у великой балерины Наташи Макаровой, где тут самый дешевый блошиный рынок. Мы подарки хотим купить». Я звоню: «Натулечка, а где тут у вас…» А она: «А что это такое?» Я объясняю, что нужно самое дешевое место в Лондоне, артисты хотят кое-что купить. Она спрашивает: «А может быть, ты узнаешь, кому они хотят купить, я куплю в нормальном магазине, ты принесешь и подаришь от себя, чтобы они не обижались?» - «Нет, - говорю я, - мы поедем на блошиный рынок!» Она у кого-то узнала, дала адрес. Поехали. В машине Прокофьев, которого играл Яковлев, Сталин, я, за рулем троцкист. Меня все подмывало поподробней расспросить о Троцком, о Ленине, но Михал Алексаныч все время меня одергивал: «Неудобно, мы же в гостях! Я в Москве узнаю, кто такие троцкисты, и вам скажу…» С огромным трудом троцкист отыскал этот рынок. Я думал, будет толпа, как у нас на барахолках, сказал, чтоб берегли карманы. Ничего подобного! Пустая улица, громадные железные чаны, переполненные всякой всячиной, от одежи до каких-то хозяйственных принадлежностей. И вот представь: солнце, огромные дома, совершенно пустая улица – и два Народных артиста Советского Союза вытаскивают из этих чанов какие-то вещи, примеряют на себя какие-то шляпы, пиджаки, при этом хохочут и перекрикиваются: «Миша, вот это тебе подойдет!.. А это Аллочке, Лене!.. Юра, это твоим как раз!..» Троцкист сидит в машине и не знаю уж, что думает... Все отложенное мы собрали, завернули, пришел человек, назвал цену, кажется, на вес – мы снова рассмеялись, потому что вышли какие-то копейки, Михал Алексаныч заплатил за все… Вот абсурд, в котором мы жили! И когда в Италии на пресс-конференции мне сказали, что советский театр не прошел абсурдистского этапа, я ответил, что мы не только прошли, мы жили в сплошном абсурде! Для них это просто текст, а для нас воздух, норма! Я никогда в жизни не забуду, как они хохотали на этой гулкой лондонской улице! И как тащили тюки и грузили их в машину, стесняясь троцкиста…
 - А он так и молчал?
 - Всю дорогу. Спустя время, уже в Москве я снова спросил: «Михал Алексаныч, так кто же такие троцкисты, почему они плохие?» А он: «Я так и не понял». Я до сих пор не знаю… А когда пришла пора делать еще одну работу, я вспомнил список книг, подлежащих изъятию и уничтожению, составленный женой Ульянова…
 - Аллой Петровной? Она составила список на уничтожение книг?! Вот это уж действительно абсурд!
 - Ты что, сумасшедший! Жена другого Ульянова, Володи, Надя Крупская, когда была министром образования. Она требовала сжечь «Бесов» Достоевского, «Мелкого беса» Сологуба, множество!.. И в том числе «Соборяне» Лескова, где главное действующее лицо – священнослужитель. Я попросил Михал Алексаныча прочитать книгу, он сказал, что хочет видеть пьесу. Мы очень долго мучились с Ниночкой Садур, сделали, пришли в СТД, уже на Страстном, сели за маленький столик. И я опять стал читать. И по тому, как он слушал, было понятно, что в воображении его проносилось то, о чем плакала, может быть, его мама, его родные, все те, кто знал и понимал то, что происходит в России! С Россией!.. Эта работа была сразу после Сталина. И некоторые тупые критики совершенно бездоказательно и безапелляционно уверяли: «Человек, который погряз в логике, в философии палача, не может постичь святого человека!» Переубеждать их было бессмысленно! И только Лева Анненский написал замечательно – что это великое прозрение, что Ульянов посмел подняться надо всей структурой, выпавшей на его творческую долю – лауреата, Героя, члена ЦК, Верховного Совета и так далее и тому подобное – подняться и посмотреть сверху чистыми святыми глазами этого священника. А как он относился к этой работе! Потрясающе! Он понимал всю ее ответственность – это был первый после 1917 года священнослужитель на советской сцене! Он всегда приходил на репетиции и спектакли заранее, внутренне настраивался, сосредотачивался… А когда выходил на поклоны, он продолжал, как мне казалось, какую-то свою молитву, не слыша аплодисментов, криков «браво!»… Он тихо-тихо уходил со сцены и тихо сидел у себя в гримерке. И я любил подглядывать за тем, как он постепенно, с трудом выходил из образа, отрешался от того персонажа, которого только что играл и который еще был в нем… С тягостной болью он возвращался в нашу реальность. В эти мгновенья мне всегда казалось, что это и есть та черты, когда святой проходит рядом – и уходит. До следующего спектакля. Только в театре есть эта тайна перехода из фантазии, из одной духовной структуры в свою душевную, сиюминутную… Это происходило в нем мучительно! С какой-то только ему ведомой болью. Никто не имеет права ни писать об этом, ни расшифровывать… Я думаю, это с ним так и ушло… Я всегда говорю, что Ульянов – это SOS, это боль времени, это молитва времени, это вера времени, это страдание времени! Это – большой ребенок. И когда наступили другие времена, и он должен был стать менеджером, а душа не была создана для этого, это совершенно другой мир, другая планета – вот от этого ощущения, что ты никому не нужен, душа твоя осталась в прошлом и должна быть забыта, Бог спас его. И забрал. Недаром так сразу ушли Ефремов, он, Лавров… Потому что эти дети не востребованы временем. Бог смилостивился – за их великие подвиги, за то, что они вселяли в людей веру в жизнь. Он взял их, чтобы они не видели, до чего дойдет то искусство, которому они служили. Пришла пора чернухи, убийств, отчаяния, безверия… Когда я сказал Михаилу Александровичу про нашумевшую пьесу «Монолог вагины», он переспросил, наивно так, по-детски: «Монолог кого?» Я объяснил – он не поверил. Он так и не смог поверить в то, что наступило время, когда со сцены Театра, великого русского Театра, которому он отдал жизнь, заговорили половые органы».

 - …Уже на излёте той, прошлой нашей жизни вы сыграли и Юлия Цезаря, - продолжалось интервью в Театре Вахтангова. - Цезарь пополнил вашу феноменальную коллекцию маршалов, королей, императоров… И опять, как в шекспировских «Антонии и Клеопатре», «Ричарде III», в «Наполеоне Первом» Брукнера, даже в «Председателе» Юрия Нагибина, этот персонаж – Цезарь – связан с переломом эпохи, сдвигом пластов истории, как вы говорили…
 - И потому задевает нас за живое. Заставляет снова и снова поражаться, как однообразно ведет себя человек и человечество во времена социальных потрясений, катаклизмов. Будь то в Британии, во Франции или даже в Риме в дохристианскую эпоху, даже в Египте…
 - А об этом задумывались тогда, на советском, если можно так сказать, театре?
 - Задумывались, конечно. Ну не с апреля же 1985 года, не с известной речи Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва началась наша нынешняя история, наше, так сказать, раскрепощение… Некая историческая прикидка и в 60-е была, и тогда, мне думается, контраст между несвободой и слабеньким веянием некоторой дозволенности – был даже ярче, ощутимей. Тогда после «глухой поры листопада» сталинизма возникла личность такая, Никита Сергеевич Хрущёв, который в своих чисто русских мытарствах, метаниях, а он то благие порывы допускал, то глупости творил несусветные, потом снова брался за благое, и опять – назад, как во многих наших народных пословицах, - как бы приоткрыл наглухо задраенные двери и даже окна, форточки, и вдруг пахнуло так широко, размашисто, пьяняще весной… Задумывались, конечно… Искали, бились как рыба об лед, но и находили, открывали выход из той затхлой, подгнившей, удушливой атмосферы неподвижности…
 - Вы о брежневском застое? Но теперь, по прошествии лет, когда мы потеряли столько территорий, населения, богатств, доставшихся нам от отцов и дедов, когда мир сходит с ума, как вы только что выразились, несколько в ином свете все предстает…
 - Согласен, предстает. Но были же в тупике! Вот вспоминаю я одну художественную выставку под скромным непритязательным названием «Портреты». Показывали эти портреты лица людей XVII, XVIII, XIX и XX веков. И трудно себе вообразить более точную историю страны! Притом историю эту уже не перепишешь, как у нас принято при каждом повороте политических событий. Ни подкрасить, ни подмалевать, ни подделать историю невозможно.
 - Подделывают, - возразил я. – И трактуют по-разному, иногда так, что мало не кажется. Вы случайно с работами академика Фоменко не знакомы? Мы в «Путешественнике» публиковали. Он, например, утверждает и доказывает по-своему, что Иисус Христос был распят на исходе XI века в Константинополе, что и вызвало первые Крестовые походы…
 - Серьезно?
 - Совершенно серьезно, книги академика продаются огромными тиражами!
 - Сейчас многое продается. Мы в другой стране... Но надо будет почитать. А еще что утверждает этот академик?
 - И Русь соответственно «не ждала тысячу лет», чтобы принять христианство, а приняла его практически сразу после возникновения новой религии. А еще подлинные, то есть не вычищенные впоследствии летописи о татаро-монгольском иге… не упоминают. Молчат о нем и в иностранных (недоступных для истребления) источниках русские послы за границей. Монголия – это просто греческое слово «Мегалион» - Великая. Отсюда Великая Русь и великороссы. «Орда» - это казачье регулярное войско, в котором военачальники вплоть до XVIII века часто назывались «ханами». Так что если в вашем, Михаил Александрович, роду казаки, пришедшие в Сибирь, то не исключено, что они были как раз ханами из Орды. Орда карала лишь «сепаратистов» - города или регионы, которые отказывались платить налоги. Нечто вроде нынешней налоговой полиции. Которая, кстати, по заказу конкурентов не так давно, еще при своем существовании, наехала на редакцию нашего журнала «Путешественник», насчитала рекламы, размещенной на страницах, на какую-то фантасмагорическую, несусветную сумму, пригрозила лично мне тремя годами заключения и выдавила денег, взятку…
 - Большую?
 - Сказали, что их генерал в отпуск ушел, сидит в своем коттедже в Барвихе, тоскует, пьет и требует от своих орлов ящики какого-то голубого виски, а оно чертовски дорого… Короче, пришлось заплатить: неопытный был, потом друзья искушенные сказали, что в суд надо было подавать, пусть бы они доказывали, в смысле налоговая полиция… Но мы ж не так воспитаны, чтобы в суд, да еще с адвокатом…
 - В какой стране мы живем?!
 - Это спрашиваете у меня вы, один из застрельщиков, извините, перестройки...
 - Какой там к шуту застрельщик! Но творится в стране немыслимое – с этой чудовищной монетизацией, очередным обворовыванием пожилых людей, с подорожанием лекарств… Почему Зурабов не преступен, не прикосновенен, как священная корова в Индии? А некий молодой человек в администрации почему-то президента, а не в правительстве, не в парламенте – в администрации, то есть администратор по фамилии Сурков – наш новый Суслов? Даже фамилии похожи… Знать никак не можем мы без этого?
 - Без чего?
 - Перста указующего… А почему некий молодой человек Дмитрий Медведев разъезжает по стране и учит всех жить: сталеваров сталь варить, доярок коров доить, женщин рожать? Что это за национальные проекты? Опять лозунги, которых столько было в нашей жизни!.. И неужели непонятно, что нельзя жить, когда тебе диктуют совсем другую жизнь – в которой лишь подчиненность силе и наглости?..


Последнее обновление ( 10.12.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков