Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Часть I. Глава XII Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
10.12.2009
Оглавление
Часть I. Глава XII
Страница 2
Страница 3
                                                              Глава XII.
                                                                             25 июля, пятница. Порт Стамбул – в море.
   Рано утром проснулся от шороха волн, крика чаек и приглушённо-ватных звуков просыпающегося города. В иллюминатор, чуть отстраняя занавеску, вместе с лёгкой прохладой тянуло ароматом пиний, свежей рыбы, ещё влажных водорослей в рыбацких сетях, пеньки, теплой отработанной солярки… Я лежал с закрытыми глазами. Сквозь веки угадывались солнечные блики от волн на потолке каюты. Приятный холодок отдавался, струясь, где-то под затылком, в верхних позвонках и скользил вниз, разливался по спине. Я лежал, ни о чём не думая. И испытывал счастье. Абсолютное. В жизни человека всего несколько раз такое бывает: может быть, пять или десять. Но, думаю, не больше дюжины (по крайней мере, если ты не в Бутырке и не в Кащенко). Я физически счастье ощущал. Как-то зубовно. Когда это ощущение чуть схлынуло, я его проанализировал, уже с ностальгией, и понял: круиз по Средиземному морю, да ещё в молодости, из СССР, да ещё в качестве зятя великого человека - это действительно счастье!..
   Именно утром в пятницу было осознание счастья. Впереди была суббота, а в воскресенье должно было всё кончиться. Оставались считанные дни… часы… Не ограниченным во времени, отмеренным счастье – к счастью – не бывает. Как и жизнь. Прекрасна жизнь, потому что она конечна, сказал как-то у нас на даче в Ларёве академик Святослав Фёдоров (именно в тот день поделившейся с Ульяновым своей мечтой о вертолёте)…
   А уж коли забежал вперёд, скажу, что я тогда, там, рано утром в стамбульском порту не понимал: это было и первым настоящим искушением. И надо было, надо было вспомнить: «Отойди от меня, Сатана!» Но не вспомнил. Не подумал. Казалось, так и будет, и ещё не раз проснусь я под скрип мачт, крик чаек, шорох волн… Ведь не может же всё это взять и уйти в никуда… 
   Должно быть, жители прекрасной Кампании у подножия Везувия ощущали такое же абсолютное счастье. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» «Бог – жизнь, свет и красота»…
   Чехов говорил: вот жив Толстой – мы все как за каменной стеной, умрёт – стена разрушится. Ульянов ещё был жив и здоров, а моя стена разрушилась. В неге, под сенью струй, в прекраснодушной полудрёме, в душевной и духовной мастурбации, я оказался не готов к 90-м (их «свинцовым мерзостям», вынужденному исходу народа из одной страны в другую)…
   Я чувствовал себя «за каменной стеной». Я был зятем Ульянова. И прошу прощения у Елены Михайловны Ульяновой.
                                                     х                х                х
   Экскурсия началась с Атмейдана - когда-то всемирно известного ипподрома Византии. Представить, что здесь творилось полторы тысячи лет назад, трудно, глядя на пыльный асфальт, клумбы с цветами, на памятники, стоящие в глубоких ямах, обнесённых решётками, - гранитный обелиск, стороживший вход в храм Солнца в Гелиополисе, колонну Константина Багрянородного и Змеиную колонну в виде трёх свившихся, вставших на хвосты змей. В 330-м году император Константин сделал греческий город Бизантиум, основанный за тысячу лет до этого, столицей Римской империи и нарёк Новым Римом, а затем - Константинополем. Рим пал под ударами варваров, но ещё десять веков Константинополь оставался центром Византийской империи, пока империя не уменьшилась до размеров города. В 1204-м году Константинополь захватили крестоносцы, в 1453-м - турки, последний император Византии был убит, сражаясь на стенах города. Когда Мехмет II Завоеватель въехал в Айя-Софию, один из византийских богословов вскричал с алтаря: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха!» Константинополь, переименованный в Истанбул (Стамбул), стал столицей Османской империи. Герб Константинополя - полумесяц перешёл на знамена турок и крыши мечетей. Население города быстро росло, приближалось к миллиону, когда в Лондоне не насчитывалось ещё и двухсот тысяч. Строились мечети, дворцы, медресе, бани, базары, фонтаны... Естественно, не миновали город землетрясения, войны, эпидемии, пожары, всё то, чего ни одному крупному городу в мире избежать не удалось. После Первой мировой войны столица была перенесена в Анкару. Но Стамбул остался Стамбулом. Никто не знает, где он начинается, а где кончается. Говорят, в Большом Стамбуле около тридцати городов и городков. Лежит Стамбул на четырнадцати холмах.
 - ... Ипподром мог вместить сто тысяч человек, - говорил экскурсовод. - Вот там, со стороны Святой Софии размещалась императорская трибуна и ложи для сановников и сенаторов. Здесь стояло множество замечательных скульптур: колоссальный Геракл работы Лисиппа, Адам и Ева, умирающий бык, статуи императоров... А теперь, пожалуйста, к Святой Софии.
   Мы пошли через ипподром.
   Из «Писем».
 «Айя-София, честно признаюсь, душу мою не тронула и не потрясла, хотя размеры, инженерная мысль впечатляют. Воздвигнут храм в честь победы Велизария, уничтожившего сорок тысяч восставших против императора Юстиниана жителей города. Алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был тоже из золота. Освещали собор тысячи серебряных паникадил, канделябров в форме деревьев, ламп в виде птиц, рыб, кораблей. Легенда гласит, что план собора был вручен императору во сне ангелом. Что и говорить, ангел тот мыслил масштабно. От пола до вершины купола 65 метров. Диаметр купола в основании - 30 метров. Купольная часть отделена от боковых колоннами из зелёного мрамора, которые были привезены из храма Дианы в Эфесе. Колонны из порфира с капителями из белого мрамора, расположенные по две между столбами, - из храма Солнца в Гелиополисе. (Когда услышал об этом, вспомнил, как один архитектор рассказывал мне, что на строительстве сталинских высотных домов в Москве использовались останки взорванного храма Христа Спасителя.) Всего в Айя-Софии 107 колонн, собранных со всей империи, - из Каристоса доставлялся светло-зелёный мрамор, из Ясоса - бело-красный, из Фригии - розовый с прожилками... 27 декабря 537 года Айя-София была торжественно освящена. «Слава Всевышнему, который счёл меня достойным выполнить столь великое дело! - воскликнул Юстиниан, войдя в храм. - О Соломон, я победил тебя!» София превосходила храм Соломона в Иерусалиме, долгое время она считалась крупнейшим и богатейшим собором в христианском мире. Построенная на крови, множество раз Айя-София кровью омывалась. Справа от амвона на мраморной плите я видел отпечаток человеческой руки - руки султана Мехмета II, въехавшего сюда в день взятия Константинополя на лошади по трупам христиан. От пола до отпечатка больше пяти метров. Когда-то стены были покрыты великолепной мозаикой, картинами, но турки, переделывая собор в мечеть, замазали произведения византийских художников слоем извести. «Не знаю путешественника, - писал Бунин, - не укорившего турок за то, что они оголили храм, лишили его изваяний, картин, мозаик».
 - …Но не разрушили же! - сказал Ульянов. – Не сожгли, не взорвали! А ведь кто? Кочевники, дикие степные племена захватывали!
 - То ли дело в России, - заметил я, - интеллигентнейшие люди, тот же Свердлов, например, Каганович…
 - Потрясающе! Такая громадина, что чувствуешь здесь себя абсолютным ничтожеством, мелочью перед величием Бога… И будет, думается, этот храм стоять столько, сколько жить Земле...
 - В 1935-м году, когда по распоряжению президента Турции Кемаля Ататюрка Айя-София была превращена в музей, реставраторы вскрыли часть мозаики, - рассказывал экскурсовод. - Над входом хорошо сохранилась мозаика с тремя фигурами - Мария с младенцем, справа от неё Константин Великий с макетом Константинополя, слева - Юстиниан с макетом Айя-Софии…
   Мы вышли во двор. Справа от ворот - тюрбе султанов. Вместе с султанами покоятся десятки жён, дочерей и сыновей. В XIV веке у султанов вошло в обычай при восшествии на престол сразу убивать своих ближайших родственников, чтобы предотвратить борьбу за трон. «Если кто-нибудь из моих славных сыновей или внуков сделается главой государства, - писалось в изданном Мехметом II законе, - он может умертвить своих братьев во имя всеобщего блага».
 - И умертвлял? – поинтересовался Ульянов.
 - Бывало.
 - Шекспир и здесь…
   Михаил Александрович спросил, где ворота Царьграда, на которые князь Олег прибил свой щит. Но Золотых ворот, оказывается, давно нет, как нет и русского рынка рабов, а башни стоят, и мы их увидим на дороге. Бывала здесь с посольством «предвозвестница христианской земли» княгиня Ольга, синеокая красавица, «переклюкавшая», перехитрившая византийского императора Константина. Где-то здесь русичи шли в бой под водительством яростного Святослава, который «всю жизнь искал чужой земли и о ней заботился, а свою покинул». Сюда прибыли десять посланников Владимира Великого при выборе веры для Руси и, воротившись в землю свою, докладывали, что пребывает в греческой земле «Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Невозможно забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
 - ...Топкапы - единственный в своем роде исторический памятник, комментирующий и освещающий почти всю жизнь Оттоманской династии, - рассказал нам экскурсовод во дворце, расположенном на мысе между Мраморным морем и Золотым Рогом. - На стенах, на колоннах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи. Двадцать пять султанов жили здесь, здесь утвердилась династия, здесь она достигла апогея своего величия, здесь началось ее падение. Это была крепость, дворец, святилище. Голова империи и сердце исламизма под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, уголков, полных ужаса... Город, деревня, дворец, арсеналы, школы, мечети, где беспрерывно сменялись праздники, избиения, религиозные церемонии, дипломатические аудиенции... Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы, зверски убивали... Здесь сходились нити всех заговоров и раздавались крики мятежей, сюда стекалось золото и здесь текла самая чистая кровь империи, здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов, сюда в продолжение многих веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий целому свету.

Последнее обновление ( 10.12.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков