Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Продолжение Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
17.11.2009
Оглавление
Продолжение
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Она сняла с него очки, рассмеялась от того, что лицо Олега стало испуганным, как у ученика, пойманного за школой во время урока. То он отдалялся, и она едва доставала руками его плечи, то прижимал ее к себе, по-щенячьи тычась носом в ухо.
Прикрыв глаза, она откинула голову, и он погрузил пальцы ей в волосы и целовал шею, глаза. Кассета кончилась, щелкнул автостоп, а они все стояли посреди комнаты, прижавшись друг к другу, слившись в поцелуе; кружилась голова, она старалась шире раскрыть его неумелые, деревянные губы, он неуклюже подталкивал Ксению к дивану; ноги подкосились, она упала на спину, больно ударившись коленом о раскрывшуюся со скрипом дверцу шкафа; стараясь расстегнуть молнию, Олег зацепил браслетом от часов чулок...
Ей почему-то стало жалко чулок. Или, может быть, себя.
«Ксюшенька, девочка моя... – Ей казалось, что шепот этот, задыхающийся, слюнявый, она слышала раньше, до того, как познакомилась с Олегом. – Тебе больно? Бедненькая моя девочка...»
Ксения почувствовала усталость. Вздохнула – и замерла с распахнутыми в потолок глазами.
«Встань».
Он встал, надел очки.
«Я не бедненькая... Иди домой».
«Но почему?»
«Скучно. И больше не приходи. Никогда».
Едва дверь закрылась, Ксения взяла бокал и с размаху грохнула его об пол. Потом, стоя на коленях, медленно собирала осколки.
В полдень на Среднеярск, задавленный туманами, снегами, оглохший, отупевший за бесконечную зиму, обрушилось солнце – громадное, горячее, слепящее. Закружилось, заходило все ходуном, взбесилось, заплясало в радужном свете...
Перед рестораном «Сайсары», где Ксения теперь работала, широко раскинулась коричневая лужа. В колких мутных льдинах плавал рваный кирзовый сапог. Доски, переброшенные через лужу, прогибались под ногами, и в воде покачивалось небо с юркими перламутровыми облачками.
В городе, как в спортивном зале, когда штангист-тяжеловес неторопливо, обстоятельно приседает и примеривается, берется за гриф сперва левой, потом правой рукой, зависло напряженное ожидание; Река должна была вскрыться, мы все ждали этого со дня на день, чтобы легче вздохнуть. Ветром доносило густой запах волглого снега, оттаявшего перегноя.
Митя Саушкин пропал на второй день ледохода. Никто ничего не видел, даже одноклассники, с которыми он играл весь вечер. Искали ночью, утром, днем, но не нашли.
Ксения узнала об этом через пять дней, потому что болела ангиной и не выходила из дома. Прибежала к Наташе. Гладко причесанная, в платье, в чулках, Наташа сидела перед телевизором и отрешенно смотрела «Клуб путешественников».
Ксению трясло. По телевизору показывали последнюю столицу инков Мачу Пикчу; Наташа слушала рассказ об огромном изображении Солнца из чистого золота, установленного так, что когда солнечные лучи падали на него снаружи, весь храм озарялся сверканием. Туфли на ногах у Наташи были разные.
Сенкевич с телезрителями отправился на Канарские острова, а Наташа принесла с кухни большую сковородку жареной картошки и начала механически есть. Ксения смотрела на ее вздувающиеся блестящие щеки, на массивное обручальное кольцо, врезавшееся в пухлый палец. Наташа накалывала на вилку маслянистые подгоревшие картофелины, густо их солила, клала в рот, медленно, тщательно жевала.
«Наташ...» – окликнула ее Ксения.
«А?»
«Ты... миленькая, что?»
«Ничего, – сказала Наташа, поставив на стол пустую сковородку; глаза ее были мутными и невидящими. – Знаешь, я беременна. Я тебе не говорила? Будешь яичницу с салом?»
Пока Наташа раскалывала над шипящей сковородкой яйца, Ксения тихонько оделась и вышла из квартиры. Еще сильней ее знобило, поднялась температура. На улице она остановила такси, поехала к Олегу в общежитие. В сверкающих лужах мелькали окна домов, плакаты, ветви деревьев...

У Олега играло радио; он что-то чертил за письменным столом, спиной к двери. В комнате был беспорядок. Ксения села на кровать, прислушиваясь к словам песни. «Эх, жизнь хороша, оттого поет душа, – пела частушки Мордасова. – Мы сегодня на земле, завтра будем на Луне-е-эх!»
Озноб не проходил; разболелись голова и спина, хотелось накрыться чем-нибудь теплым. Ксения легла, не раздеваясь. Через какое-то время в полузабытьи почувствовала, как Олег осторожно обнимает ее, наклоняется, целует.
«Девочка моя родная, что с тобой?»
«Ляг рядом, – прошептала Ксения. – Обними меня покрепче. Холодно. Если бы ты знал, как мне холодно».
ИГОРЬ ОЛЕГОВИЧ КУЗЬМИН
(АВГУСТ 1981 ГОДА)

В речушке, разделяющей Сарандыг, «Геолог Рогов» швартуется в полдень.
Первым делом отправляются на почту, там должна быть телеграмма, продлевающая срок экспедиции до первого сентября – об этом договаривались с руководством филиала Академии наук. Но телеграммы нет.
– Что ж, – говорит Суржумцев-Собакевич, лязгая сталью зубов, – жду еще трое суток и иду на Среднеярск. Мне бумага нужна.
– Мы и полпути не прошли... – вяло разводит руками Спиридон Капитонович Попов. – А как же труба, где, собственно, и намечено строить электростанцию? Как же съемка створа – замеры глубины, ширины, скорости течения, уклонов берега?
– Мы же договаривались, – говорит Олег. – Телеграмма обязательно будет.
– Через три дня бумаги не будет – разворачиваю борт. Мне на ваши створы и уклоны плевать. Я все сказал. – Взглянув на блестящую в солнце японскую оптику Кузьмина, кэп немного смягчается, взъерошивает своими короткими красными пальцами волосы. – Могу завтра спуститься километров на сто, тайменя проверить. Если, конечно, желаете.
После обеда Олег идет с отцом к знатной охотнице Февронье Арефовне Поповой, о которой рассказывал и писал в письмах; отцу ее лицо не кажется интересным, щелкнув несколько раз, послушав, позевав, он уходит доснимать звероферму.
Ксения спит в кубрике, укрывшись с головой. Черные мухи роятся, сладострастно жужжат. Кузьмин открывает иллюминатор, но плохо укрепляет крышку, – она захлопывается; Ксения испуганно откидывает плащ-палатку.
– Это вы? Сейчас утро или вечер?
– Вечер, – улыбается Кузьмин, глядя на ее по-детски заспанное лицо и растрепанные волосы. – Часов семь, может быть, начало восьмого.
– А Олежка где?
– В Москву и в Среднеярск звонит.
– Вы ужинали?
– Интересная мысль. Чайку бы с удовольствием выпил.
Она встает, поправляет волосы перед зеркальцем, стоящим на столе, и выходит. Минут через пять возвращается из камбуза с кипящим чайником.
– Кто-то уже вскипятил.
Разливая по кружкам кипяток, она наклоняется над столом, и в разрезе футболки упруго колышутся розоватые ото сна, с голубыми прожилками груди.
– Вы с сахаром? – поднимает она глаза.
Снова этот испуг, стыд, черт знает что...
– Три кусочка мне, пожалуйста... Спасибо.
В который уже раз здесь, на Реке, возвращается к Кузьмину мальчишеское, – чулки молоденькой учительницы немецкого, ни лица, ни голоса которой он уже не помнит, были короткими; сперва она объясняла ему, что плюсквамперфект обозначает законченное, ограниченное временными рамками действие на фоне незаконченного; потом отошла, наклонилась над соседней партой и, словно почувствовав блеснувшей между толстой шерстяной юбкой и чулками кожей его взгляд, резко повернулась; он тут же опустил глаза, но поздно, она увидела в них то, что еще никто не видел; потом, стоило ей посмотреть на него, он краснел, умолял ее про себя отвести глаза, и она, казалось, краснела, и от этого совсем становилось невмоготу, хотелось спрятаться...
А что значит законченное на фоне незаконченного, он так и не понял.
– Погуляем по берегу, – предлагает Ксения. Она крепко сжимает его руку на трапе. Кузьмин думает о том, как бы не вспотела ладонь, – одна его знакомая говорила, что мужчин с потеющими руками для нее не существует. По гулким штабелям они выходят на берег. Человек семь ждут парома или четырехвесельной морской шлюпки, чтобы переправиться. Высокий парень в летчицкой фуражке удит рыбу. Левее, ближе к Реке, белеют кукурузными хлопьями на зеленовато-бронзовой воде десятка полтора чаек.
– Как долго держится тепло... – говорит Ксения. – Удивительное лето.
– А в Москве какая жарища стоит, если бы вы знали! На вечернем сеансе однажды я чуть сознание не потерял.
Кузьмин видит июльскую Москву – блекло-фиолетовое, задымленное небо, раскаленные машины, пыльные стены, трава на газонах, поникшие листья; жара ложилась на город часов в десять, к обеду Москва мало чем отличалась от Гаваны или Аккры, а часов в пять-шесть совсем становилось нечем дышать...
Но теперь, через десять дней, ему хочется назад, в город, где все родное, привычное с детства и ясное. Всю жизнь Кузьмин с удовольствием уезжает из Москвы, но через неделю-две его неодолимо влечет обратно; и он представляет, лежа в номере какой-нибудь гостиницы, как получит чемодан, сядет в домодедовскую электричку или такси, приедет домой, примет ванну, побреется – старательно, с наслаждением, – а потом они с Ириной будут на кухне пить чай, разговаривать, она будет рассказывать, кто звонил, что произошло за то время, пока его не было в Москве.
Будет ли это еще когда-нибудь? Интересная мысль... И зачем он себе врет, что ему безразлично, где и с кем сейчас Ирина? Все врет. Может, и прицепился он к этой дурацкой строчке насчет спокойствия и счастья для того, чтобы отвлечься. От всего.
– Смотрите, гагара! Нет, там, левей, над лодками. Говорят, ее пух очень трудно пробить дробью... Какое время года вы любите?
– Не знаю... – Кузьмин пожимает плечами. – Лето, наверное. Или начало осени. Я ведь фотограф.
– А я – начало зимы. Снег прозрачный, мягкий. Особенно у вас в Москве, у памятника Пушкину. Там фонари такие старинные...
– Вы не похожи на официантку.
– А какой, интересно, вы себе представляете типичную официантку?
– Как вам сказать... В ресторане гостиницы «Сибирь» в Среднеярске работает одна такая, с лиловыми волосами.


Последнее обновление ( 13.01.2011 )
 
< Пред.
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков