Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Римские Папы Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
13.11.2009
Оглавление
Римские Папы
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 - И как янки – сейчас действуют, прикрываясь борьбой с мусульманским терроризмом. «Святейший готовит крестовый поход, чтобы помочь христианам Константинополя, окружённого турками!.. Лучше отдать всё, что у вас есть, и умереть от голода, чем гореть на медленном огне в аду!.. Ваши сбережения пойдут на святые дела: строительство храмов, спасение православных, исцеление болящих, помощь детям и старикам! Спасайте свои души!..» Тех, кто сомневался, тайные службы преследовали как «еретиков и отщепенцев». Продавались отпущения грехов старых и новых. В одной только Германии папским посланцам удалось собрать более ста тысяч золотых монет!
 - А каковы были тарифы на индульгенции? – поинтересовался я.
 - Весьма любопытные! Отцеубийца, чтобы искупить грех, должен был заплатить один дукат. Убийца жены – два дуката, любовника жены почему-то - пять. Изнасиловавший девушку – два дуката, замужнюю женщину – два с половиной. Желающий во время поста есть мясо – два с половиной дуката. Сожительствующий, как с женщиной, с матерью, сестрой или дочерью – два с половиной дуката, а за одновременное кровосмешение и с матерью, и с сестрой – всего два, по дукату за каждую. Священнослужитель, виновный в распутстве - три. Убийца священника – три, епископа – целых девять. Монахиня, совершившая прелюбодеяние в монастыре - девять (но потом лично Иоанн XXIII резко повысил цену на эту индульгенцию). Скотоложец – двенадцать дукатов… Иными словами, самым дешёвым было отправить к праотцам собственного отца, самым дорогостоящим - вступить, например, в связь с козочкой. «Пирамида» приносила Иоанну XXIII баснословную прибыль. Он начал переговоры с упорным и могущественным врагом римского престола неаполитанским королём Владиславом и за то, что тот признал власть престола, заплатил сто тысяч золотых флоринов.
 - Это сколько примерно в нынешних деньгах?
 - Не знаю. Может быть, десять миллиардов долларов. Он навёл порядок в Польше, где шла война между королём и крестоносцами, посланными предыдущим папой; Иоанн XXIII отозвал их и хорошо заплатил за служение церкви… Постепенно все западноевропейские государства, кроме Англии, признали его единственным законным папой.
                                                                   VI.
   Вдоволь набродившись, подустав, мы вернулись на площадь Синьории и сели в открытом кафе прямо напротив одной из самых эротичных в мире скульптур «Похищение сабинянок» из белого каррарского мрамора.  
 - …И  вот, наконец, сбылась мечта Балтазара – он триумфально вошёл в Вечный город. Толпы римлян восторженно приветствовали папу Иоанна XXIII. На соборе в Риме он выступил против английских еретиков. Виклиф, профессор теологии Оксфордского университета, ещё за 150 лет до Лютера требовал реформации церкви. Он считал, что собственность церкви является и государственным достоянием. И если церковь допускает злоупотребления, то государство должно конфисковать собственность у церкви. Виклиф настаивал на необходимости перевода Библии с латинского на другие языки – чтобы сделать её более доступной. «Проклятым нечестивцам, - от имени Иоанна XXIII возмущался на соборе кардинал Джамбарелла, - удалось перетащить заразу в континентальную Европу! Ими написано множество книг, которые распространяют эту эпидемию. Против этого есть только одно действенное лекарство: сжигать – и книги, и тех, кто повинен в их распространении!» Папа Иоанн XXIII вышел из собора, спустился на площадь и бросил в костёр еретические книги. Ему рукоплескали, сжигали десятки, сотни, тысячи книг! Тебе, Серджио, ничего это не напоминает?.. После столь благочестивого дела участники собора – кардиналы и архиепископы всей Европы – обратились к папе со смиренной, но настойчивой просьбой быть более воздержанным, не совершать поступков, несовместимых с его положением, прекратить злоупотребления в делах церкви, которые становятся всё более явными. Они говорили об откровенном ростовщичестве, о Папском банке, который создал Иоанн: отделения банка имелись во многих городах Папской области. Все, кто нуждался в деньгах, обращались в банк и брали кредиты под огромные проценты. И горе было тому, кто кредит не возвращал – тела их находили обезглавленными, сожжёнными… Опять-таки, Серджио, тебе это ничего не напоминает?
 - На наш период первоначального накопления капитала опять намекаешь?
 - Месяц назад у нас в Кампании, недалеко от Неаполя взорвали одного крупного предпринимателя, запутавшегося в миллиардных кредитах, – показательно, что б другим неповадно было… Других ростовщиков папа Иоанн XXIII нещадно преследовал – банковская монополия в Папском государстве принадлежала только ему. Говори святые отцы и о порочной слабости Иоанна к женщинам. И тут мы приступаем непосредственно к заданной тобой теме – до этого, можно сказать, была прелюдия.
   Сидя на папском престоле, Балтазар Косса – папа Иоанн XXIII требовал, чтобы правители и все христиане вели праведную жизнь, «не сворачивали с прямой дороги добра, с пути, указанного Господом, не нарушали заповедей даже под страхом смерти». Это его слова. Вскоре после собора в Риме у «отца христианства» начался бурный роман с Динорой Черетами из Перуджи. Ещё будучи пиратом, в Неаполе он лишил невинности девушку по имени Констанца. Годы спустя, в бытность свою кардиналом, Косса вступил в связь с Джильдой, дочерью Констанцы, уверявшей, что это и его дочь. И вот он стал любовником своей внучки, Диноры. «Балтазар, - лукаво ворковала девушка, сидя у него на коленях и наматывая его кудри на свои пальчики, - это правда, что ты не только римский, но и мой папа и мой дедушка? Я даже не могу сообразить, кем ты будешь нашему с тобой ребёнку!..»
   Не мудрствуя лукаво, Иоанн XXIII принимал наложниц и в самом Ватикане, и в Латеранском дворце. Но особенно уютно ему было в монастыре святого Онуфрия, расположенном на склоне холма над Тибром. Обитательницы монастыря ухаживали за папой, исполняли любое его желание, в банях и в постели ласково называли его, по распоряжению матери-настоятельницы, «любимым папочкой». Во многих крупных монастырях для Иоанна XXIII всегда были готовы залы с огромными постелями. В то время почти любая девушка считала за честь хоть раз отдаться кому-нибудь из высокопоставленных церковников, тем самым «хоть чуть-чуть, но приближаясь к Истине и Богу», как они учили. Во Флоренции, в Болонье, в Риме папа часто давал распоряжение  своему верному Гуиндаччо: «Помести девушку в такой-то монастырь!» В монастыри не принимали некрасивых и тем паче имеющих какие-либо физические недостатки. Настоятельницы (должность приносила значительные барыши), в прошлом, как правило, любовницы Балтазара, отбирали лучших из лучших: во многих городах Европы и Северной Африки проводились своеобразные кастинги, конкурсы красоты, выражаясь языком современным. Победительницы, прежде чем стать «христовыми невестами», должны были получить «папино благословение», чему практическое содействие оказывали, нередко присутствуя и при самом «акте благословения», настоятельницы. Дитрих фон Ним, секретарь Ватикана, свидетельствует, что за время своего правления Иоанн XXIII, по самым скромным данным, лишил невинности более трёхсот «христовых невест».
   Был даже издан специальный Указ. «Чтобы сохранить непорочность нравов и честь монахинь, живущих в святых обителях, оградить их от соблазна… - говорилось в нём, - мы запрещаем доступ в монастыри светским лицам мужского пола без специального разрешения высшего церковного правителя города, так как они легко могут встречаться там с монахинями и разговаривать с ними. Мы запрещаем также игру на гармонике и других музыкальных инструментах вблизи монастырей. Нарушитель нашего Указа будет задержан и должен будет уплатить в папскую казну 25 золотых. Виновная в прелюбодеянии монахиня должна будет уплатить штраф 500 дукатов, а в некоторых случаях – с согласия папы - может быть приговорена к смерти». Но к смерти красивых монахинь в ту пору не приговаривали. «Нашим женским монастырям не удалось ни одной души склонить к служению Богу, - писал Боккаччо в памфлете «О знаменитых женщинах». – Зато они породили бесчисленное множество жриц Афродиты».
 - Но почему именно монастыри?
 - Я сам часто об этом задумывался. Например, немаловажную роль в этом сыграл средневековый культ Марии Магдалины. В монастырях Италии было очень много бывших проституток: настоятельницы по понятным причинам благосклонно относились к древнейшей профессии и не возбраняли новоиспечённым монахиням время от времени на практике поддерживать и оттачивать  профессиональные навыки, равно как и посвящать молоденьких девушек… В Германии, во Франции и, разумеется, в Италии было немало монастырей, в которых ни одна келья не оставалась без ночного посетителя, мужчины, а порой и женщины (да, к услугам красивых умелых монахинь прибегали и женщины)… Во многих местностях именно монастыри становились излюбленными гостиницами окрестного дворянства. Нигде усталый рыцарь, путник не мог рассчитывать на более гостеприимный приём, нигде Венера не доставляла ему столько радости и развлечения, как в женских монастырях. Здесь гости веселились (с ведома и разрешения папы, естественно) и безобразничали больше, чем в любом доме терпимости, да к тому же и платить чаще всего не приходилось. От гостя требовали только силы и выносливости в изрядной дозе, как сообщают многочисленные новеллы и шванки. Порой дворяне наезжали целыми ордами и оставались в монастыре на несколько дней и ночей, чтобы вдоволь насладиться танцами, игрой, музыкой и всевозможными дарами Венеры. Монахини во время таких визитов соперничали с опытнейшими жрицами любви (коими, повторюсь, в большинстве своём и были). В девяноста из ста случаев веселье завершалось общей оргией, падали все преграды, позволено было всё! Кардиналы, прелаты, духовные сановники устраивали в монастырях ночные балы, в которых участвовали самые знатные дамы и девушки города, притом доступ их мужьям, отцам и родственникам был заказан. На этих балах все лица прекрасного пола, включая монахинь, должны были быть полностью обнажёнными, с полуночи до рассвета не имели права отказывать никому, ни мужчинам, ни женщинам… Болонский монастырь Иоанна Крестителя превратился в открытый для всех публичный дом. Власти были вынуждены закрыть монастырь, а монахинь отдать под надзор в монастырь святого Лаврентия, строгими нравами снискавший себе славу «палача монахинь»; но монахини и там вскоре смягчили режим.
 - И это всё правда? – не удержался я.

Последнее обновление ( 13.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков