Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Часть I. Глава VI Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
07.11.2009
Оглавление
Часть I. Глава VI
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

 - Померещилось?
 - Всё может быть, - пожал плечами я, поправляя расхристанную одежду и с коробящим чувством  разглядывая царапины от разноцветных ногтей на запястьях. – Вам жалко стало?
 - Знакомый, показалось, голосок.
 - Вот это вряд ли…
   К моменту прощания наш Эжен почти протрезвел и вдруг заговорил хоть и с сильнейшим акцентом, но по-русски. Выяснилось, что мама его – русская дворянка из первой волны эмиграции, актриса, возлюбленная Петра Лещенко:
 - Чуб-чик, чуб-чик, чуб-чик кучеря-вый, - запел Эжен, - эх, развева-айся чу-убчик по ветру-у!..
   Маму изнасиловал в Бухаресте режиссёр-румын, который и стал его отцом. Вскоре после войны она скончалась, успев отправить Эжена, который на самом деле не Эжен, а Евгений, Женя, к сестре во Францию. Но и сестра вскоре скончалась. И дядя, каппелевский офицер, которого в «Чапаеве» показывают. Воспитывали мальчика сперва бродячие циркачи, с которыми он скитался по югу Европы, затем курды, затем почему-то выходец из Бразилии дон Педро, имевший свою бродячую театральную труппу. Евгений играл в его театрике, потом в Лионе, потом в Арле, учился, а закончить образование так и не сумел. О, запахи кулис!.. Сколько таланта он показал в свое время в роли Гамлета!.. Но любимый его писатель – Достоевский, сам он, Евгений, точь-в-точь Алёша Карамазов, сугубо православный человек в окружении католиков, протестантов, а то и вовсе мусульман или даже безбожников, которые Евгения пятнадцать лет назад изрезали ножами. Когда он узнал, что на «Белоруссии» прибывают в Марсель такие актёры, он настоял в своей туристической конторе на том, что именно он будет работать с ними, а кто же?..
 - Славно поработал, - констатировал Ульянов.
   И особенно мечтал Евгений увидеть Аллу – трагедия непонятого и неоцененного эпохой и завистью человеческой таланта, как ему это понятно и близко!.. Он узнал её сразу, и с первого взгляда она потрясла его своей мудростью, одухотворенностью, гордостью, волей и возвышенностью над суетой сует и томлением духа!..
 - Ступай за водкой, - сказала мне тёща, прослезившись.
 - Алла! – попробовал возразить Михаил Александрович.
 - Да ладно, Миш, ну жалко мужика. Коллега всё-таки. Денег-то у нас нет, ему дать. Ступай, ступай, Серёжа, кому говорят! Надо ж, и во Франции меня знают…
   Я взбежал по трапу на «Белоруссию», дивясь осведомленности «принимающей стороны», через минуту вынес последнюю «Московскую». Теща подарила её неудалому артисту и еще менее удалому гиду-переводчику. Евгений-Эжен, тоже прослезившись, целовал руки А.П. и Лене до тех пор, пока по трансляции не объявили об отходе судна.
 - Шумит ночной Марсель, - напевал я, глядя с палубы на огни большого города, -  в притоне «Трёх бродяг», там пьют матросы эль и женщины с мужчинами жуют табак…
   Подошёл Ульянов.
 - Ведь учил же французский в театральном училище, - сказал. – Ни черта не помню! Вот только сейчас всплыло, наслушался, что ли: «Allons, enfants de la patrie!..» - пропел он тихо, неуверенно, будто на ощупь, но точно и, главное, по-настоящему грассируя.
 - Ну вы даёте, Михал Алексаныч! А дальше?
 - Это всё, к сожалению.
 - Но вы грассируете, как марселец!
 - И попугая можно научить. Я ж актёр как-никак.
 - Неужели больше не помните?
 - Ещё там: «A bas la tyrannie…»
 - А Ленка даже не подозревает в вас таких способностей! Такого потрясающего произношения! Умерла б от зависти.
 - Вот и кончился Марсель, - сказал Ульянов, когда огни потонули в многоцветных, как у импрессионистов, каких-то чувственно-волнующих, маслянисто-прельстительных волнах.   
                                                х                х                х
   Вечером показывали фильм Милоша Формана «Амадеус».
 - …Как вам картина, Михал Алексаныч? – осведомился я. – Аллегория ведь, как всегда у Милоша Формана. Метафора. При внешней простоте.
 - Вот именно, - ответил Ульянов, подумав (он никогда не спешил, как многие, после сеанса делиться мнением, как бы переваривая просмотренное). – Я - за.
 - Если бы голосовали? – уточнил я.
 - Мы с тобой уже голосовали, - напомнил он. - Видишь, не яда в бокал с вином подсыпал, как у Пушкина, но всей жизнью отравил… Я вот чего подумал: в художнике, если он художник, всегда есть что-то, пусть махонькая толика, от Моцарта, и что-то - от Сальери.
 - И в вас? Вы завистливый человек?
 - А как ты хочешь, чтобы тебе ответили на этот вопрос? О, я страшно, чудовищно  завистлив! Злодей, скольких отравил!
 - Но ведь Сальери был великий труженик – одних опер написал более сорока! Образно говоря, пахал так, что рубахи сопревали… А Моцарт порхал…
 - Не знаю, как насчёт Сальери… Вечная тема.
 - Как схватка Спасителя с дьяволом – и поле битвы, писал Достоевский, сердца людей.
 - И ещё Достоевский писал, что в русском человеке величайшая святость уживается с величайшей подлостью – и неизвестно, чего больше.
 - Допускаете, что подлости? Вы, великий русский актёр…
 - Не я. Достоевский.
 - А какое это отношение имеет к Сальери с Моцартом? – не понял я.
 - Смотри, как интересно, - Ульянов показал на мелькавшие навстречу горбы волн, полных дымившегося фосфора. – Надо ж – будто снизу их подсвечивают…                  



Последнее обновление ( 18.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков