Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Часть I. Глава VI Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
07.11.2009
Оглавление
Часть I. Глава VI
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

 - А ведь в пьесе у Булгакова вообще не было сцены с клошарами под мостом. И вообще никаких мостов, а весь Париж был обозначен Михаилом Афанасьевичем, ни разу, как Пушкин, за рубеж не выезжавшим, скуповато: «Осенний закат в Париже». И всё. Режиссёры придумали клошаров под мостом, чтобы съездить туда и вас вывезти?
   Ульянов пожал плечами.
 - Я предлагаю продолжить тему в Константинополе, то бишь в Стамбуле. «Бег» - одна из любимых моих картин. Уникальная! В том смысле, что пьеса, на мой взгляд, далеко не «Гамлет», не «Гроза» и не «Дни Турбиных» самого Булгакова…
 - Да?
 - Но игра актёров, ваша, Михал Алексаныч, Евстигнеева, молодого Дворжецкого, поднимает пьесу на шекспировский уровень! Это не лесть, поверьте! Продолжим в Константинополе, обещаете?..
 - Посмотрим. Сейчас мы в Марселе, хочу напомнить.
 - Наполеон? Скажите, а вообще-то кому первому, вам или Анатолию Эфросу принадлежала идея поставить «Наполеона»?
 - Давай о постановке потом. Здесь, по этим самым улицам не поставленный - реальный Наполеон Бонапарт ходил. Воображай, пользуйся случаем. Рядом с Марселем – Тулон, который он взял, будучи мальчишкой безусым… Сейчас у нас, на театре, как говорят, сорокалетний режиссёр считается молодым, начинающим. Да и у вас там, у писателей. А Шолохов ведь лет в двадцать пять «Тихий Дон» написал, а?
 - Гений, ничего не попишешь, - развел руками я. – Даже если и использовал чьи-то там дневники.
 - Согласен. И еще, конечно, Случай – единственный законный царь Вселенной, как он говорил.
 - Кто говорил так, Михал Алексаныч? – удивился я. - Ваш полный тёзка Шолохов? Когда Нобелевскую премию в Стокгольме получал?
 - Бонапарт. 
   Дворец, который выстроил своей Жозефине Наполеон в самом центре Марселя, огромен, роскошен, громоздок, эклектичен, аляповат. Видимо, низкорослый выходец из небогатой семьи островитян, говоривший по-французски с акцентом и писавший с ошибками, «корсиканское чудовище», self made man, как сказали бы заклятые его враги-англичане, сам утверждал проект (в архитектуре не смысля ничего, но обуреваемый страстью обладания Жозефиной и миром).
   Нотр-Дам де ля Гард, что в переводе означает Богоматерь-охранительница, имеет и другое название: «Добрая Мать марсельцев». Расположена базилика на высоком холме, и видно её отовсюду, а огромную позолоченную фигуру Доброй Матери марсельцев, венчающую купол, видно в ясную погоду за много миль с моря. Строилась базилика более  шести веков, с 1214-го по 1864-й, и она, естественно, эклектична, но всё в ней подчинено изначальной, главной идее – Благодарности. Остановившись на парковке, Эжен сказал и показал, что наверх не пойдет, у него не только морская болезнь, но и боязнь высоты, может закружиться голова, так что он подождет нас внизу в кафе за кружкой пива.
   Мы поднялись по лестницам и вошли в полумрак, в прохладу под своды храма. Добрая Мать спасала марсельцев, и за это ей преподносили подарки. На стенах, как в галерее, картины, изображающие сражения человека с морской стихией, - бескрайние, раскатистые, как у Айвазовского, в массивных золочёных рамах, и небольшие, миниатюрные, написанные маслом, акварелью, тушью, нарисованные простым карандашом (в зависимости, должно быть, от достатка дарителя). Много детских рисунков. Свешиваются из-под сводов на серебряных нитях, тросиках, цепочках корабли – макеты уцелевших рыболовецких сейнеров, эсминцев, барков, бригов, миноносцев, крейсеров, катеров, подлодок; самолеты – пассажирские, от допотопных начала XX века до самых современных, бомбардировщики, истребители… И всюду по стенам развешаны и вмонтированы таблички, неизменно начинающиеся с «мерси», со словами благодарности спасшихся на море и в воздухе над морем пресвятой Деве Марии.
 - Михал Алексаныч, - тихо промолвил я, но слова отдались в гулкой вышине. – Недавно я очерк писал о бойце десантно-штурмового батальона, прошедшем Афганистан, многажды раненном, контуженном. Он рассказывал, как первым делом, вернувшись с другом в Союз, отправились в церковь. И благодарили не Господа Иисуса Христа, в которого с детства принуждали не верить, не Деву Марию, но какую-то чистую светлую силу, помогавшую им, хранившую их там…
 - Я много таких офицеров и солдат видел после войны, - отозвался Ульянов. – Даже генералов. Не молившихся, но благодаривших… В глазах их всё было…
 - Вы в церковь после войны ходили?
   Ульянов не ответил.
 - А вообще-то бываете в храме?..
 …Он не поехал на наше венчание в церковь Рождества Богородицы в селе Городня на Волге. Долго его «мучили расклады», как выразилась подруга семьи Нея Зоркая, известная кинокритикесса, и он будто бы невзначай интересовался деталями «предстоящего мероприятия», примерялся и взвешивал «за» и «против». А отец Алексей Злобин, настоятель, настойчиво звонил по телефону, приглашал: «Как же без вас, Михаил Александрович? Без вас никак нельзя!..» 
   Мы выбрали этот храм, потому что наша изба-дача в посёлке Новомелково располагалась поблизости, мой отец, писатели Солоухин и Дудинцев  гневными статьями в «Правде», в «Известиях» помогли поднять храм из «руинированного состояния». Алексей Андреевич Злобин, замаливавший, по его собственному признанию, грехи отца своего, охранника сталинского лагеря, был человеком контактным, энергичным, предприимчивым, оборотистым, публичным (он позже, на рубеже 90-х, станет даже депутатом Верховного Совета!); прихожане привыкли: если теснятся на стоянке у старинного каменного моста чёрные «Волги», а то и «Чайки», значит, храм закрыт «на спецобслуживание», идёт тайное, удаленное от Москвы венчание детей сильных мира сего - партийных бонз, генералов МВД, КГБ и т.д. и т.п.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков