Официальный сайт журналиста и писателя Сергея Маркова.
Часть I. Глава IV Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
07.11.2009
Оглавление
Часть I. Глава IV
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
  В казарме гладиаторов навеки осталась богато одетая, украшенная драгоценностями немолодая матрона, предававшаяся в момент гибели любви с гладиаторами. И в карцере казармы была найдена богатая матрона, почему-то прикованная цепями к стене и в окружении троих рослых молодых гладиаторов. В лупанарии Деметры были обнаружены сразу семеро мужчин и женщин. В термах, открытых незадолго до катастрофы - останки многих женщин и мужчин в специфических позах и настолько откровенные фрески на стенах, что власти пока не решаются выставить их на всеобщее обозрение. Многих помпеянцев погубила жадность. Владельцы дома Фавна, муж и жена, вместо того, чтобы спасать свою жизнь, упаковывали драгоценности – золотые кубки, блюда, скульптуры. Когда опомнились, было уже поздно – дом до крыши был покрыт пеплом и залит грязью. И владельцы виллы Пансы остались навсегда в своём доме, заботливо упаковывая статуи. В подвал виллы Диомеда хозяева стащили все ценности – да так и были с ними погребены. Публий Корнелий Тегет, не желавший расстаться с греческой бронзовой статуей Гермафродита, был засыпан вместе с ней пеплом. Среди погибших обнаружена матрона, навесившая на себя огромное количество драгоценностей и не сумевшая под их тяжестью выбраться из подвала. Хозяин виллы Диомеда был найден у выхода в портике перистиля. В руке он сжимал серебряный ключ, которым пытался отпереть дверь. Рядом с ним погиб его раб, нёсший фонарь и мешок с фамильным серебром. В доме Везония Прима забыли отвязать цепную собаку…
   Большинство жертв в Помпеях было найдено в верхнем слое пепла. Раскопки города показали, что он был погребён под двойным слоем вулканических пород. В начале извержения город подвергся бомбардировке камнями – кусками пемзы, образовавшими слой толщиной до семи метров, а затем он был засыпан пеплом на высоту два-четыре  метра. Гибель города завершил горячий ливень. Вода, смешанная с пеплом, образовала жидкую массу, которая проникла во все самые мелкие углубления.
   Прошли годы. На почве, нанесенной ветром, зазеленели луга, зацвели сады. Постепенно забылось даже название города. Единственным напоминанием о нём было наименование урочища, находившегося в этом месте, - «La citta» («город» - итал.).
 …Смотрел на Италию бледнеющий Сатурн. И чудилось, что эта окруженная кольцами мрачная планета, названная в честь одного из древнейших, многоликого бога, отождествлявшегося с Кроносом, пожравшим своих детей и всё же низложенным сыном Юпитером, играет в судьбах Земли загадочную и, быть может, заглавную роль. Всё  сопряжено с Сатурном, всё предопределено. Холодный свет звезды высвечивает в душах самые потаённые сусеки, где скрываются порочные мечты, вожделения, исконная неистребимая скверна. Чудилось, мельчайшая ледяная пыль сохраняет на поверхности Сатурна, как на фотопленке, всё, что было на Земле, и когда-нибудь возможно будет эту пленку проявить и увидеть грехопадение и изгнание, Всемирный потоп и спасение, беспрестанные отцеубийства, пожарища, войны, извержения…
   Но вставало солнце. Мир был прекрасен. И казался вечным. Как в то жаркое летнее утро 79 года, напоённое запахами моря, пиний, роз. Когда ничто не предвещало катастрофы.           
   А я почему-то вспомнил сцену прощания Антония-Ульянова с Клеопатрой-Борисовой:
Не надо сокрушаться о плачевном
                                                Моём конце. Пускай тебя утешат
                                                Воспоминанья о счастливых днях,
                                                Когда прославленнейшим, величайшим
                                                Я был среди властителей земных…



Последнее обновление ( 18.11.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГлавнаяБиографияТекстыФотоВидеоКонтактыСсылкиМой отец, поэт Алексей Марков